«Всё, что больше 30 километров, – это боль». Истории отчаянных беларусов, которые бегают марафоны

Герои • Дмитрий Качан
Марафоны нынче бегают не только профессиональные спортсмены, но и люди, которые строят успешные карьеры ментальным трудом. Но представьте: у вас есть полноценная работа, но 20 часов в неделю вам приходится тренироваться, потому что на испытании придется бежать больше трех часов. «Все марафонцы на 40-м километре клянутся себе, что никогда больше не станут этого делать», – говорит один из наших героев. Но бег – это тоже наркотик.

Александр Демидович, менеджер спецпроектов TUT.BY: «После четырех лет полумарафонства всему приходилось учиться заново»

Вообще, заразился я бегом в 2013 году. Был в Берлине, когда там проходил Берлинский марафон. Это конечно нечто непередаваемое по атмосфере. В психологии есть такое понятие, как разделенная эйфория. В отношении бега это когда 40 тысяч бегунов выходят на старт, чтобы бросить вызов самому себе. Увиденное в Берлине оставило серьезный отпечаток – и я захотел начать бегать правильно с тренером. Однако найти тренера было не очень просто. На волне допинговых разоблачений разогнали всю федерацию легкой атлетики. Через каких-то знакомых знакомых вышел на Сергея Довыдько, с которым и начали работать.

Первые тренировки были особенно тяжелыми. Когда считаешь себя вроде не совсем пельменем, но после второго километра и серии упражнений УФП у тебя появляется отдышка, а язык уже лежит на плечах. Короче, шаг за шагом мы начали работать, улучшать результаты. Первый мой полумарафон был в Берлине в 2014 году. Затем была серия полумарафонов в других городах. Летом 2014 года появилась идея сделать нечто похожее в Минске. Тогда состоялись успешные переговоры с компанией Volkswagen, которая поддержала проект. Так в нашем городе появился Минский Полумарафон.

Всего, по состоянию на декабрь этого года, я пробежал более 20 полумарафонов. Но этот год был особенный, поскольку впервые взял планку 42 км – я впервые участвовал в марафоне во Франкфурте. Марафонская и полумарафонская дистанции требуют совершенного иного подхода в тренировках. Тренировочный процесс марафонца требует длительных тренировок, увеличения их количества, особого подхода по питанию, по спортивной экипировке. Одним словом, после четырех лет полумарафонства всему приходилось учиться заново. Меня часто спрашивают: зачем тратить столько времени, что дает бег? Во-первых, бег развивает выдержку и силу воли. Во-вторых, бег обладает хорошим медитативными свойствами. Это хорошая возможность побыть наедине с собой. Ну и в-третьих, это хороший нетворкинг, поскольку бегом увлекаются люди с высокой осознанностью!

Богдан Коровец, Директор в Astronim*: «Я побежал уже во вторую пятилетку «от нуля» до марафона с пивом»

«Зачем бежать?» – спрашивают они меня. Отвечаю: – «Потому что могу себе это позволить. И хочу». Наши желания – это и есть наша жизнь. Бегите не от них, а за ними, далеко и долго. Финиш неизбежен. Но каждый раз только в наших силах отодвигать его все дальше и дальше… Бег удобен тем, что ты можешь делать это в любое время, в любом месте, в любом состоянии. Минимизация транзакционных издержек доставки тела до мест тренировки, свобода тренировочного режима! Кроссовки и майки прочно прописались в моем деловом портфеле, случаи же разные бывают?

Марафон – это способ и познать, и заставить себя быть. Ты месяцами планируешь тренировки, придерживаешься плана, правильно питаешься, расставляешь приоритеты, и завтра становишься лучше, чем ты же вчера. А сам марафон и финиш на 42-м километре – это просто вишенка на готовом уже торте. Все марафонцы на 40-м километре клянутся себе, что никогда больше не станут этого делать. Но после финиша не проходит и часа, как они уже ищут и обсуждают, на какой бы еще марафон записаться. Конченые эндорфиновые наркоманы!

Но самое сложное в марафоне – да и сам смысл марафона – это подготовка к марафону. Для кого-то – год, для более подготовленного – полгода или пару месяцев тренировочного цикла, для кого-то типа меня это и целая пятилетка. Главное – не бросить. Это как бросить курить, только наоборот. Не сорваться в работу или угар, а тренироваться. А на самом уже старте это как одновременно топить педали газа для скорости и не выжрать при этом бак внутреннего топлива раньше времени, не вмазаться раньше времени в так называемую стену на 30-х километрах. Для меня первый марафонский старт в Праге в мае 2017 на свой день рождения был символичным и я к нему так и готовился пару-тройку месяцев весны.

На самом деле, я не тренируюсь, я лишь бегаю два-три раза в неделю, утром или вечером, в удовольствие и на здоровье (надеюсь) – и физическое, и психическое. Но с тех пор, как стал заниматься в Falcon Club в тренажерном зале, приходится разделять время на физическую активность – оно не бесконечно, как и энергия. Только в активно-тренировочном режиме за пару месяцев до очередного марафона есть смысл тренироваться по четыре-пять раз в неделю. Но это больно и это то самое время, когда ты реально становишься человеком, которым хочешь стать.

Главное изменение – это укоренившийся факт в голове, что можно добежать куда угодно, если мыслить категориями шагов и километров – а это здорово расширяет границы возможного в жизни. Еще изменился режим, гормоны, тело, ум, это всё такое очевидное-невероятное. Но еще добавился бег плюс… пиво? Я побежал уже во вторую пятилетку «от нуля» до марафона с пивом – решил и в будущем ни в чем себе не отказывать: в хорошем настроении, прекрасном аппетите и сне, сладкой боли от тренировок. А также не отказывать себе в настоящем пиве и «до» и «в процессе», а не только «после» тренировочного бега. Ведь бег, как и хорошее пиво в лучшем его крафтовом виде – это не только восстановление водного и солевого баланса, но и новое «социальное» в мире спорта явление, реализованное в Минске в беговом панк-клубе анти-зожников Mikkeller Running Club

Кстати, трекер, которым я всех замучил в Facebook, показывает мне самому, что пятилетку назад я уже бегал, по три-пять километров. И это ж мне было не лень одеваться с утра и бежать эти смешные дистанции? Cейчас я бы даже шнурки поленился завязать ради такого! Но, на самом деле, в начале дорожки это нормально. Это же не совсем спорт ради результатов, по крайней мере тогда он им не был. Таким образом я лишь беру себя и насильно вывожу в то состояние, которое будет «после», в котором я буду совершенно иначе воспринимать какие-то вопросы, проблемы, задачи, вызовы жизни, что были «до».

Всем #RunБожеRun

Алексей Нечай, CTO и Co-Founder в Letsportpeople.com: «Бегут не ногами, а сердцем, мозгом и силой воли»

Бегать я начал случайно: у меня сломалась педаль от велотренажера, а торцевого ключа «на 14» под руками не оказалось. Пока искал ключ, чтобы прикрутить педаль назад – втянулся в бег. Случилось это через 13 лет после завершения карьеры пловца. В чем я начинал бегать, лучше не писать: во-первых, этот производитель беларуской псевдоспортивной обуви недавно почил в бозе, во-вторых, не платил мне за рекламу, а в-третьих, в этом можно убить ноги, так что никому не рекомендую. Все-таки лучше купить специализированную, подобранную под себя обувь.

Я принимал участие в трех полных марафонах и более чем в десятке полумарафонов (из них три минских – из которых более-менее европейскому уровню соответствовал только первый, но это уже коллекционирование). Начинать стоит, наверное, с полумарафонов. Это достаточно простая и очень популярная у бегунов дистанция, а также этап приобретения опыта участия в соревнованиях у тех, кто в планах имеет полный марафон. Тем не менее, при подготовке к марафону дистанции в 21 километр и более (до 35 км) пробегаются каждую неделю при недельном объеме у любителей до 100 километров.

Моя первая и любимая дистанция была 25-юбилейным Лиссабонским полумарафоном 2015 года. Уже тогда я знал, что осенью того же года побегу Берлинский марафон, один из марафонов серии Abbot World Marathon Major – Мекки всех любителей бега. С тех пор Лиссабонский полумарафон я бежал еще раз в 2017 и очень рекомендую эту дистанцию – она прекрасна и стартом с великолепного моста 25 Апреля в Лиссабоне, и организацией (IAAF Gold Label Race), и абсолютно плоской трассой (самый быстрый полумарафон мира). Но рассказывать о Лиссабоне можно бесконечно, перейдем к марафонам.

Моим первым марафоном был Берлинский марафон 2015 года. Сложился он относительно неудачно (результат 3:56:43) но это не вина Берлина: просто из-за огромного количества участников (более 40 000) марафоны из серии WMM – плохая идея для первого старта на марафонской дистанции. Многих моих проблем на дистанции можно было избежать, если бы я знал нюансы гонки, имел больший опыт и не стартовал из последнего кластера из-за отсутствия квалификационного результата.

Но уже тогда я знал, что буду бежать другой мейджор – Токийский марафон. И он был лучший в моей истории. Там был установлен мой личный рекорд на марафонах – 3:33:45. Абсолютно уникальное мероприятие. Не только потому, что вокруг Япония, но и по организации. Из-за заявленного времени в 3:30:00 я стартовал из кластера B — практически из головы стартового коридора. Лично видел выступление губернатора Токио и одной из принцесс, а потом и извинения организаторов за то, что они задержались со стартом больше, чем на минуту из-за этих выступлений! Каждые 100 метров трассы там стоял волонтер с мусорным пакетом, чтобы не дай бог ни одному иностранцу не пришло в голову намусорить на улицах драгоценного Токио. Туалеты были расположены примерно каждые 500 метров. Описывать маршрут нет смысла – это надо видеть. Он специально проложен так, чтобы участники видели прошлое, настоящее и будущее Токио! Минутка тщеславия наступила, когда через час после финиша я переходил мост над 38 километром трассы марафона, а внизу еще бежал народ, который финишировал с результатом более пяти часов. А еще была интересная история на дистанции. Я бежал практически весь марафон, присоединившись к пейсеру на 3:30:00, рядом бежала миниатюрная филиппинка в полной «боевой» раскраске. На дистанции перекидывались фразами, а я думал: «Вот посмотрим на твой макияж ближе к финишу». На 38-39 километрах на смертоубийственных мостах я несколько отстал от пейсера. Филиппинка – нет. На финише раскраска была в том же виде, что и на старте.

А еще была Малага в декабре 2016. Я готовился выполнить квалификационный норматив на Бостонский марафон и был готов как никогда. На тренировки было убито полгода жизни. При столь интенсивных тренировках тяжело делать что-то еще, а тренировался я как в юности – более 20 часов в неделю. Но этот марафон не состоялся. Он в прямом смысле утонул. Впервые за 125 лет в Малаге случилось наводнение (нет у них ливневой канализации), хотя и дождя-то было немного. Плавали автобусы, вроде даже кто-то утонул. Со старта это совсем не выглядело страшно, но испанцы отменили гонку. Я тогда еще шутил: «Они отменили гонку, потому что не хотели мне дать выиграть заплыв». Возмущению не было предела, когда к трем часам дня уже было сухо...

Максимальная дистанция, которую я пробегал — полный марафон (42,195 километра). Плюс, те лишние метры (в реальности это может быть и больше километра), которые набираются из-за неоптимального прохождения дистанции в поворотах и в результате обгонов, водопоя. Полный марафон я преодолевал трижды. Дистанцию более 30 километров – несколько десятков раз. Все, что больше 30 километров – это боль, так или иначе. Там бегут не ногами, а сердцем и мозгом. Силой воли. Подготовка к марафону – это не только физические тренировки, но и тренировки мозга. Как тренироваться? У каждого тренера есть свой правильный способ готовить атлета к марафонской дистанции. И только он один правильный, все остальные ничего не умеют (смеётся).

Я готовлюсь самостоятельно, но категорически не рекомендую это тем, у кого нет спортивного опыта. Единственное, что можно указать как обязательную вещь, – это, как минимум, один контрольный забег на дистанцию 32-35 километров. Многие специалисты, и я с ними согласен, не считают такие тренировки необходимыми и заменяют их более короткими, но интенсивными. Тем не менее, эта дистанция важна для мозга. Он должен знать, как будет себя «чувствовать» после 30 километров.

Тренируюсь я в бассейне, на велотренажере. Естественно, бегаю. Сейчас я тренируюсь с очень низкой интенсивностью и не готовлюсь ни к каким соревнованиям, но даже так бегу уделяю пять-семь часов в неделю (дистанция 30-40 километров). Общее время тренировок за неделю превышает десять часов. Максимальное время, которое я уделял тренировкам по бегу, превышало 20 часов в неделю – тогда я готовился к Малаге. Тем не менее, это выглядит смешно, если сравнивать со временем тренировок меня-пловца в юности.

Спорт в том или ином виде присутствует в моей жизни с шести лет. А бег вернул мне радость от участия в соревнованиях. Это ни с чем не сравнимое ощущение! Да, ты не борешься, как когда-то, за места в абсолюте, но всегда есть твой личный рекорд, есть атлет, который бежит рядом, есть возрастная категория. Есть способ, как быть лучше – и это прекрасно.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Пена на дне. Как устроена минская «элита»

Герои • Анна Златковская

Беларусы спорят, кто самый модный блогер, чей фейсбук интереснее читать, кто является частью богемы, а кому до нее еще расти и расти. KYKY решил узнать, что из себя представляет минская элита и как в неё попасть. А кому задавать этот вопрос, если не человеку, который по работе является инсайдером на всех светских тусовках? Музыкальный продюсер и организатор выставок живописи Инна Радаева сразу начала с того, Что провела четкую грань между настоящей богемой и «пеной дней».