«Секс и человеческая глупость всё ещё продают». Как работает бизнес арбитража трафика

Деньги • Екатерина Ажгирей
Вы же видели эту бесящую рекламу в интернете, которая рассказывает про «уникальные» товары вроде самого действенного крема для век, который на самом деле – мазь от геморроя? Да, «Магазин на диване» умудрился успешно перекочевать в интернет, только имя ему теперь – арбитраж трафика. Екатерина Шутова несколько месяцев работала в беларуской компании, которая занимается этим вполне прибыльным бизнесом, и теперь рассказывает всю кухню адской рекламы изнутри.

Что такое арбитраж и как на нём зарабатывают

Я начала заниматься тизеркой с 2013-го года. Тизер – это когда ты смотришь фильм, а по бокам всплывают вот эти иконочки с «единственным средством, которое вам поможет от потливости ног!». Потом переключилась на рекламу и в соцсетях. Я перевелась на вечернее обучение, искала работу. Вакансию увидела на tut.by, нужен был помощник маркетолога. В требуемых скиллах: фотошоп и похожие программы. В фотошопе я работаю давно и долго, сходила на собеседование, меня взяли на испытательный срок, во время которого нужно было делать картинки, гифки и баннеры. В общем, ничего сложного. Тестом оказалось создание анимированной картинки с кремом и фруктами, названия которых вообще никто не знает. 

Вся товарка, которая шла до этого по телевизору, стала переходить в интернет и нашла здесь свою нишу. Так, если контент полудетский – вы увидите рекламу овощерезок и прочей фигни на форумах мам, на сайтах посерьезнее и взрослее, типа подпольного российского PornHub, топовый продукт – средство для увеличения пениса. Приходилось прятать свой компьютер от младших братьев, потому что половина папок на нём была забита гифками, где мужчины своими машут достоинствами. А это была моя работа. Кстати, я так и не почистила сохраненные файлы из «Вконтакте»! А сколько фото женской груди я увидела за это время… Ни один беларуский мужчина столько за всю свою жизнь не видел, мне кажется. А скольких женщин я сделала красивыми! Когда нужно рекламировать средство для похудения, ты находишь женщину «в теле», за 30 минут фотошопишь её и делаешь конфеткой. Приблизительно так всё это и работало. 

Арт: 2D Among Us

С тизеркой мы устанавливали цену за клик, которую готовы заплатить, закидывали деньги на счет в тизерной сети, и реклама крутилась, пока на тизер не кликнут достаточное количество раз, чтобы деньги на счете закончились или пока не остановим сами кампанию, если видим что идет слишком плохо или, наоборот, уже достаточно.

Компания спокойно могла обеспечивать штат из 10 человек в Минске и 12 – в Москве. И это еще совсем маленькая команда, которая зарабатывала только на «товарке». Здесь, как ни странно, крутятся серьезные деньги. Наш начальник мог на месяц уехать в ОАЭ, хотя у него нет другого бизнеса. Очевидно, что ниша «магазина на диване» была и остается прибыльной. Правда, во времена телемаркетинга зарабатывали в сотни раз больше, а c момента появления интернета стало, с одной стороны, проще все это рекламировать, с другой – люди стали хоть в чем-то умнее и спрос на такую продукцию всё же упал.

«Как патологоанатомы, ей богу». Как создаётся такая реклама

Ты делаешь картинку, которая привлекает внимание максимально, насколько это вообще возможно, пишешь абсолютно мерзкий текст, заголовочки, от которых хочется отвернуться, а при клике на него пользователя переводит на «прокладку» – так называется страница между самим молдингом, где это всё продаётся, и тизером, куда ведет ссылка. Выглядит это как типичный форум либо страница в соцсети, но сверстано очень паршиво. И внутри огромный пост вроде: «Девочки, я всё перепробовала, НО ТОЛЬКО ЭТО ПОМОГЛО». Такой текст писала не я, а копирайтеры. Я занималась заголовками. 70% рекламных текстов в интернете пишут несчастные копирайтеры, поэтому там обязательно будет фраза «ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧТО РАБОТАЕТ» и ссылка. И я не знаю, почему люди ведутся на это. Особенно, если это крем для увеличения половых органов.

Несмотря на это, процент отклика на такие продукты высокий – я была в шоке. Увеличение груди, диск с уроками о том, как найти свою любовь, увеличение члена (я же предупреждала, топ). Понятно, что никто из нас не знал лично людей, которые эти товары покупают. Была такая штука, как сезонность. Весной все активно начинали продавать похудение, осенью, когда дети собираются в школы – суперпеналы и прочий бред. Что касается секса – это, конечно, история круглогодичная. 

Фото: Андрей Рыжков

 

Мне кажется, если я кому-то рассказывала про этот этап своей жизни, люди сразу начинали меня ненавидеть. Я была тем человеком, который делал ту отвратительную рекламу, которая вдруг появляется у тебя в ленте, типа «ЧЕРНАЯ МАСКА ОТ ПРЫЩЕЙ». Нужно было сделать так, чтобы пост прошел модерацию в «Вк», и при этом было понятно, о чем идет речь. Мы делали всё максимально завуалированно: парни с девушками, но вот фантазия уже раскручивает это в порыв страсти, а там реклама крема… Люди, вроде как, должны были стать умнее, но это всё ещё пользовалось популярностью. Нет, я понимаю, что когда ты в отчаянии, то перепробуешь всякую фигню, но... Там же были и средства от боли в суставах, которые вряд ли вылечишь бадами, ну и лекарства от грибка. Я столько грибков на ногах перерисовала!

Благодаря такой работе вообще перестаешь быть впечатлительным. Ну или тебе прилетает: «Мы рекламируем средство от глистов, подберите фотографии каких-нибудь максимально отвратительных червей». И ты понимаешь, на что идешь: целое полотно отвратных картинок… Первые раз 10 тебя тошнит, а потом привыкаешь и даже можешь пожевать что-то на обеде. Как патологоанатомы, ей богу. 

Кому нужен телемагазин и крем для увеличения пениса

Тяжелее всего  из-за жесткой модерации было заниматься рекламой в FB, поэтому этой сетью занимался отдельный человек. Никакой эротики, порнографии, чего-то отталкивающего или откровенно гадкого. Глисты бы сюда точно не прошли. Но вот Одноклассники – это же ЦА для всех бадов, грибка и прочего, потому что общий возраст пользователя – 40+. Приходилось обходить и рисовать каких-то мультяшных червей. Личного стопа потом не было вообще, хотя изначально мне казалось, что всё, чем я занималась, не буду делать никогда. Я уверена, что есть работа, на которой люди делают вещи куда более отвратительные. С другой стороны, у всех же своя голова. Если люди до сих пор все это покупают, во все это верят… Это же их проблема. Для меня и моих друзей это достаточно очевидно. Если эту рекламу не буду делать я, её всё равно будет делать кто-то другой. Для меня это как вегетарианство: я люблю есть мясо, мне так вкуснее и проще, чем подбирать себе рацион из овощей, которые у нас не так-то просто достать. От меня одной в этой сфере еще ближайшие лет 10 ничего не изменится.

Все товары проходят контроль, получают сертификаты. Они не опасны, не содержат медикаменты, только бады, растительные добавки: инновационное средство от нервов будет просто валерьянкой, а инновационное средство для роста ресниц – касторовым маслом.

В инструкции предупреждают о непереносимости и аллергии. Возможно, в этом сегменте даже существуют вещи, которые действительно помогают, но на том же уровне, как и аналог из аптеки, который будет стоить в 10 раз дешевле.

Доступа к аудитории у нас практически не было, только приблизительно (среднестатистический портрет пользователя не нарисуешь, максимум – география). Больше всего кликов было людей из Одноклассников – это рассадник средств от артрита, косточки на стопе, онлайн-курсов, как быстро выйти замуж и вот это всё. Инстаграм – это претензия на роскошь, реплики гламурных часов, духов, популярные помады отлично шли. Вконтакте – почти то же самое, только плюс маски от прыщей. Люди вызывали у меня разочарование – ну вы серьезно? Мне казалось, для многих очевидно, насколько это всё развод. Этот телемаркетинг нас уже много чему научил: всё осталось так же вычурно, как и по телеку. Сменилась только площадка – теперь это интернет. Но это всё ещё работает! Мы даже не очень радовались тому, что у нас идет бизнес – это же значит, что люди вокруг настолько глупые.

У нас не было процента, был оклад. Из начальника выбивать деньги было достаточно тяжело, но стратегия у него была отличная: он набирал новичков, учить их было легко, люди за такую работу зарплаты особой не требовали и нагрузка была небольшая. Оклад был рублей 400 с копейками. Это минимальная сумма, на которую приходили. Максимум – долларов 800, могла быть и тысяча. Обычно больше 500 долларов никто не получал. В штате была большая текучка, больше, чем полтора года почти никто не работал. Да и всем хотелось найти работу поадекватнее. 

Сама я на такую рекламу не велась, бывали моменты, конечно, когда ты гуглишь всякую фигню, типа «как сделать так, чтобы быстрее росли волосы» и попадаешь на лендинги с изображениями из фотостоков, которые писали те же копирайтеры на удаленке. Моя любимая фишка – «ПОСЛЕДНИЕ 8 ЧАСОВ ВАМ НЕВЕРОЯТНАЯ СКИДКА!» Вот это время – это типичный психологический прием, ты все равно купишь этот товар дороже. Тренингов по НЛП для нас, конечно, не делали. Мы мочили на интуиции –  собирались на мозговые штурмы, где выбирали максимально симпатичные и приличные продукты.

«Люди всё ещё наивные»

У нас когда-то была реклама «постельное белье 3D». Залезли на сайт производителя, а там розы, бриллианты, жемчуга… У нас просто потекли слезы. Решили, что возьмем адекватные картинки из пинтереста – с созвездиями, красота красотой. И что вы думаете? Люди любят жесть. У нас практически никто это не смотрел. Но как только мы сделали максимально тупые баннеры с вот этими розами, чуть ли не красно-зелеными – всё, продажи пошли!

Похоже, это эффект Лебедева: чем уродливее и тупее, тем лучше работает. 

Мы работали на наш рынок, СНГшный. Где женщины вокруг всё ещё ходят в леопардовых леггинсах, с сумками «Louis Vuitton» с золотыми пятнами и пушистым хвостом, в кожанках с замками, которые стразами усеяны… Я очень часто это вижу: люди выглядят так, как будто вывезли из дома все самое ценное в один день. Есть вот это ощущение «дорвались» – наверное, эффект после распада СССР, когда все ходили одинаковые, а потом понеслось. У нас очень много безвкусицы – мне кажется, пока нашему поколению 60 не стукнет, заказы липовых брендов всё ещё будут актуальны. 

Люди все ещё наивные. Не так ведутся на средства для похудения, но кликают на очки RayBan за восемь рублей. Огромное количество заказов – блески-реплики Kylie от сестры Ким Кардашьян. Зачем? Чтобы ходить и махать у кого-то этим блеском перед носом? Суть бренда же в том, что он качественный. А людям хочется выпендриться, засветить лейбл. Плюс, это вечная человеческая лень. Внимание: люди заказывают капли со вкусом шоколада для похудения. И лично мне интереснее знать, что в составе этих капель, а даже не что в составе мозгов тех людей, которые это заказывают.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Это не ИТ у нас богатое, просто все остальные бедные. Как живут айтишники в Индии, Канаде и Испании

Деньги • Алиса Петрова

Беларусь сделала ставку на развитие ИТ — и это оказалось одним из немногих действительно удачных решений государства. KYKY задался вопросом: в других странах ИТ – тоже основной двигатель экономики? Мы поговорили с айтишниками, которые живут в Великобритании, Канаде, Испании, Латвии и Индии и поняли, что, кажется, только такие страны, как наша, делают ставку исключительно на ИТ – потому что больше надеяться пока не на что. И зарплаты айтишников здесь – не высокие. Это у всех остальных – низкие.