Танцевать, ставить кресты и лепить снеговиков. 10 вещей, которые в Беларуси нельзя делать без спросу

Деньги • редакция KYKY

Сегодня, 4 апреля, в Куропаты приехала милиция и рабочие, которые при помощи бульдозера снесли 70 крестов. Многие из них этим летом без согласования установил активист Дмитрий Дашкевич. Поэтому на вопрос, что происходит, в Минкульте говорят: «Нас никто не спрашивал, когда их ставили». Мы решили, что лучше всего тонкость душевной настройки беларуского чиновника, который принимает решения снести/задержать/оштрафовать/запретить, объяснит не какая-то аналитическая колонка. А подборка других самовольных инициатив, которые действительно поимели своих инициаторов. 

Нельзя ставить кресты в Куропатах

Этим летом активист Дмитрий Дашкевич вместе с единомышленниками накраудфандил денег и установил в Куропатах новые семиметровые кресты. Свои действия Дмитрий ни с кем не согласовывал – он же всего-то заменял старые кресты, которые уже сгнили и просели. Работы по установке крестов четко контролировались людьми в штатском. Прошло полгода: сегодня, 4 апреля, ранним утром в Куропаты приехала милиция и рабочие. Территорию оцепили, подогнали бульдозер и начали сносить кресты, которые поставил Дмитрий и его соратники. Всего в Куропатах повалили 70 крестов. Параллельно с этим задержали больше 15 активистов – даже седовласую Нину Багинскую. В Минкульте на вопрос о том, почему в Куропатах избавляются от крестов, ответили в духе «а у нас никто не спрашивал, когда их ставили». 

Фото: Елена Толкачева, TUT.by

Что будет с крестами Дашкевича – неизвестно. По сети гуляют слухи, что когда-нибудь их вернут в Куропаты, где сегодня установили металлическую ограду «в виде забора». Уникальный случай: даже православная церковь высказалась против сноса крестов! Но если первому лицу государства не нравится со МКАДа видеть кресты, их снесут. Скажите спасибо, что первому лицу не нравятся только кресты.

Вывод: ставить кресты на кладбищах можно, а на исторических народных могилах нельзя.

Нельзя рисовать граффити 

Сосчитать, сколько граффити в Минске закрасили власти города, крайне сложно. В памяти остаются только самые резонансные случаи. Например, в 2015 году на фасаде панельки на Воронянского греческий художник INO изобразил человека в капюшоне со свечой вместо лица. В мире этот мурал стал одним из лучших примеров уличного искусства. А в Минске – предметом рьяных споров.

Фото: Майя Кохно, TUT.by

Люди, которые жили по соседству с арт-панелькой, заявили, что граффити пагубно влияет на их психику. В итоге выяснилось, что появление мурала не согласовали с Минским городским художественно-экспертным советом по монументальному и монументально-декоративному искусству. К дому на Воронянского приехала группа коммунальщиков с краской цвета солнца, и за пару часов закрасила «человека без лица»

Второй случай – серия граффити-портретов чиновников. Забор на Карла Маркса стал стеной Щёткиной, после неё граффити-наклейки появились и с главой МВД Игорем Шуневичем, и с главой минского ОМОНа Дмитрием Балабой. Некоторых деятелей – экс-главу Белтелерадиокомпании Геннадия Давыдько и экс-министра информации Лилии Ананич – «клеили» в образах телепузиков.

Естественно, власти быстро отдирали таких важных персонажей со стен Минска. А Олега Ларичева, куратора стрит-арт-сообщества Signal, который активно промил в соцсетях тему «запрещенных» постеров, осудили на пять суток за мелкое хулиганство. Видимо, кто-то думает, что настоящее уличное искусство – это рисунок «Минск-Москва» с двумя детьми (которые, судя по улыбкам, нюхают клей).

Вывод: рисовать любые, даже не политические, граффити без апрува от города нельзя. Надо ли говорить, что так Минск не станет Берлином и ему подобным?

Нельзя давать бесплатные концерты на пешеходных улицах Минска 

В этом году «день рождения» БНР101 пришелся на понедельник. Поэтому активисты решили устроить концерты в честь праздника не в официальный день «именин», а чуть раньше. 23 марта люди с БЧБ слушали Вольского и Войтюшкевича в Гродно. А 24 – плясали под «Трех черепах» в Минске. Но 25 марта праздник решили продолжить: вечером именитые музыканты – Лявон Вольский, Игорь Ворошкевич, Змитер Войтюшкевич и Павел Аракелян – захотели отыграть бесплатный концерт на пешеходной Комсомольской. Как только все они приехали туда с инструментами, их задержали. Причина задержания удивила, кажется, даже милиционеров: Лявона Вольского обвинили в организации несанкционированного массового мероприятия. Всех музыкантов отпустили вечером 25 марта – они выходили из РУВД под залпы салютов, которые беларусы устроили в честь праздника. 

Вывод: издавать звуки музыки в центре города (если ты не Лепс или «Ласковый май», чьи шлягеры орут на Зыбицкой), оказывается, нельзя.

Нельзя танцевать в торговых центрах и раздавать цветы

Летом 2015 года в Минске решили устроить «флешмоб женственности». Девушки вышли на Октябрьскую площадь и начали раздавать цветы другим девушкам, чтобы напомнить – они красивы и милы не только 8 марта. Акция продлилась недолго: буквально через несколько минут к площади подъехал микроавтобус с ОМОНОм (видимо думали, что у девушек под платьями гранаты, а в цветах – споры сибирской язвы). Омоновцы спросили у девушек о цели их акции, а потом предложили разойтись. Никого из участниц флешмоба не задерживали. Потом выяснилось, что раздавать цветы в Минске просто так нельзя: подобные действия приравниваются к массовым мероприятиям, которые нужно согласовывать с властями. 

Фото: Максим Пушкин, TUT.by

Примерно по той же причине в этом году в минском торговом центре не смогли устроить флешмоб. Больше трехсот беларусов хотели присоединиться к всемирной акции One Billion Rising: станцевать в поддержку антинасильственной акции в Dana Mall. Событие было назначено на 14 февраля, но за пару дней до этого организаторам позвонили из ГУВД Мингорисполкома. Сказали, что увидели новость о согласованном с ТЦ флешмобе, расценили его как массовое мероприятие и запретили

Вывод: в Минске устраивать танцы без согласования с Мингорисполкомом нельзя!

Нельзя целовать памятники

В Минске есть памятник, который охраняют, кажется, лучше, чем английскую королеву в Букингемском дворце (и уж точно лучше картин Да Винчи, которые воруют из музеев). Речь про «лицо МВД» – городового. Его «персона» начала активно обсуждаться в СМИ, когда подросток дал памятнику пощёчину, а после – [вынужденно] публично извинился перед ним на ютуб-канале МВД. Дальше было еще эпичнее: беларусов задерживали за любые тактильные манипуляции с городовым. Например, активистов Змицера Завадского и Ольгу Касенчюк задержали за, что они зимой повязали на шею городового шарф.

Фото: Радыё Свабода. Кстати, стаивть ЛГБТ-клумбы у собаки городового тоже нельзя

Милиционеры были непреклонны в своих действиях, хотя активисты убеждали их, что просто хотели согреть скульптуру. И еще случай: актрисы Беларуского свободного театра решили поцеловать памятник. Но не успели они дотронуться губами до скульптуры, как к ним подошел милиционер и попросил «перестать», объяснив это требованием руководства. Девушки объяснили страже закона, что в мире есть традиция целовать памятники Оскару Уайльду. Но он четко дал понять, что минского Городового трогать вообще никак нельзя. На удивление девушек не задержали. И даже разрешили «погладить» собачку Городового. 

Вывод: гладить собачку – можно. Целовать мужчин, даже окаменелых – нельзя.

Нельзя делать ироничные фотоколлажи 

Нет, графических дизайнеров в Беларуси пока не запретили. В этом пункте мы расскажем про креативных беларуских активистов и мощную судебную экспертизу. Прошлым летом Петр Маркелов опубликовал в своем Facebook пост о том, что он якобы провел одиночный пикет: пришел к зданию МВД с плакатом, на котором было написано: «Заблокируйте 86.57.250.202». Для непросвещённых – эти цифры являются
ip-адресом сайта МВД.

Арт: Пётр Маркелов

Петр и фотографию в качества доказательства прикрепил: на снимке он стоял около здания МВД с вышеупомянутым плакатом. Через день после публикации поста Петра задержали по обвинению – внимание – в нарушении порядка организации массовых мероприятий. Когда же по делу активиста начался суд, Маркеров максимально красиво вышел из ситуации. Заявил, что его пикет – обычный фотоколлаж, который он сделал в фотошопе. Что еще оставалось, кроме как отпустить Петра прямо в зале суда. 

Вывод: сарказм, который понимают не все, тоже запрещён.

Нельзя хлопать на улице

Летом 2011 года по всей стране беларусы начали устраивать «молчаливые» акции протеста. Люди выходили на улицы и просто хлопали в ладоши. Но чиновников аплодисменты не радовали, так что милиция накануне 3 июля заявила, что хлопать можно только ветеранам и военным. По сути, с этого в современной Беларуси и начались задержания и запреты в жанре комедии абсурда.

Вывод: в стране хлопать можно только удобным героям. Но справедливости ради заметим, что «молчаливые акции» давно никто не устраивал. Возможно, теперь аплодировать на улицах уже не запрещается.

Нельзя устраивать одиночные массовые пикеты

Не любят в нашей стране пикеты. Особенно одиночные. Особенно когда их устраивает уже культовая активистка Нина Багинская. Например, в 2017 году за пару недель до Дня Воли Нина сорок минут простояла возле здания КГБ с плакатом «свабоду палiтвязням».

Фото: Анастасия Рогатко, kyky.org

А потом к зданию подъехал бусик с ОМОНом, который увез Нину в УВД. В итоге на активистку составили протокол и дали штраф больше тысячи рублей. 

Похожая история случилась с активисткой Викой Биран. Правда, ее пикет территориально был чуть шире. Вика с плакатом «Сами вы подделка» вышла к трем зданиям в Минске: МВД, КГБ и Дом Правительства. Активистку задержали, потому что, как вы уже могли догадаться, по мнению правоохранителей, ее одиночный пикет был «массовой акцией». За это в суде Биран получила наказание в виде штрафа в 367 рублей (15 базовых).

Фото: Вика Биран

Вывод: в Беларуси одиночные пикеты бывают массовыми мероприятиями. И так нельзя.

Нельзя устраивать день рождения в центре города 

Если вы не еще не стали блогером-миллионником типа Влада Бумаги, даже не думайте массово отмечать свой день рождения. Иначе повторите грустную историю автора YouTube-канала «Топовый Пинск» Евгения Шарикало. Евгений по случаю праздника решил позвать людей в центр Пинска, чтобы «побаловаться, покричать на площади Ленина». Но милиционеры увидели в событии другой смысл: признали встречу с несколькими сотнями подписчиков несанкционированным мероприятием. Разогнали толпу и составили на Евгения протокол за нарушение закона. В итоге был суд: Шарикало признали виновным и наказали его штрафом в 490 рублей (20 базовых). 

Вывод: если хотите запоминающийся день рождения и не ограничены в бюджете на штрафы, созывайте людей в центр города. 

Нельзя лепить снеговиков около строящихся заводов 

В брестском районе солнечным зимним днем активистка Юлия Ничипорук вышла на улицу с детьми, чтобы слепить снеговика. Место для «лепки» семья выбрала недалеко от строящегося аккумуляторного завода. Когда снеговик был готов, Юлия прикрепила к нему листовку с призывами прекратить стройку. Отряд милиции не заставил себя ждать – на Юлию составили протокол по статье 23.34 КоАП РБ – о нарушении порядка массовых организаций. В нем было написано, что Юлия слепила снеговика «без соответствующего разрешения Брестского райисполкома с целью выражения группой граждан общественно-политических интересов».

Фото: Роман Кисляк

История активистки закончилась судом. Юлию признали виновной и дали 25,5 рублей штрафа (одна базовая). Правозащитник Роман Кисляк сказал, что ситуация «противоречит здравому смыслу». Но вообще-то хорошо, что снеговика не задержали. А то бы он растаял в автозаке.

Вывод: Лявон Вольский очень ошибался, когда пел, что «сюрпризов не будет». Чтоб любить Беларусь – нашу милую маму – нужно просто обладать очень хорошим чувством юмора и уметь принимать её такой, какая она есть. 

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Полюби себя – и заработаешь миллион». Как тренинги личностного роста ломают людей

Деньги • Анастасия Тетерук

Тренинги по саморазвитию, раскрытию своего потенциала и прочих чакр стали напоминать новую изощрённую секту 21 века. Люди платят за то, чтобы их зазомбировали на положительный вайб и отпустили улучшать свою жизнь и зарабатывать миллионы. Но, кажется, миллионы в итоге зарабатывают только ведущие этих тренингов – на наивности своих клиентов. Анастасия Тетерук по пунктам объясняет, чем опасны ТЛР и как они могут приносить вред.