Бедность на болоте. К чему ведет падение курса белорусского рубля

Мнение • редакция KYKY
Полупустые торговые центры, закрывшиеся бутики, толпы перед обменниками, хмурые лица людей на улицах, очереди из случайных хипстеров у посольств и толкотня у дешевых пивных ларьков. Это не апокалипсис. Просто рецессия, в которую Беларусь потихоньку скатывается.

Падение белорусского рубля продолжается. К пятнице доллар укрепился уже более чем на 500 белорусских рублей, до 16 730 рублей. Почему так происходит? Фактически Беларусь привязана к российской экономике, а белорусский рубль – к российскому. А курс российского рубля – всего лишь зеркальное отражение цены на нефть. Падает нефть – падает российский рубль, соответственно, падает и белорусский. Все происходит простым и циничным образом. Графики нефтяных котировок сегодня представляют собой захватывающее зрелище как для белорусского бизнеса, так и вообще для всех людей, у которых зарплата зафиксирована в белорусских рублях, а не привязана к курсу доллара. Почему же Нацбанк спокойно реагирует на то, что белорусский рубль падает вслед за российским? Во-первых: надо стимулировать экспорт в Россию, во-вторых, банально нет денег.

Братские отношения с Россией выходят нам боком, потому что российский рынок сыплется, и будет сыпаться дальше. Причины тому две. Во-первых, цены на нефть, во-вторых, война и санкции. И нет ни одного позитивного прогноза о судьбе российской экономики, кроме политических заявлений лидеров о том, что все хорошо. Да, белорусский рубль падает чуть меньше, чем российский: если провести простую параллель и опустить его на уровень падения российского, доллар должен стоить 17 тысяч с копейками. Ну а дальше все зависит от того, как будет вести себя нефть.

Почему сыплется цена на нефть

Производство нефти в мире не сокращается, а наоборот, растет. При этом спрос становится меньше. Одной из причин сокращения спроса являются опасения по поводу судьбы китайской экономики. Все ждут, что лопнет пузырь на рынке недвижимости Китая – мы уже видели в прессе фотографии пустых городов, построенных на кредитные ресурсы. А недавнее падение на фондовом рынке Китая только и играет на руку пессимистам, которые утверждают, что Китай на грани экономического спада.

www.cnet.com

Еще один очень важный факт – это рост популярности «зеленых технологий»: ветро- и солнечная энергетика развиваются быстрыми темпами, люди вкладываются в альтернативные технологии – лучшим подтверждением этого является капитализиция Tesla Motors. О страшилках 5-летней давности, вроде той, что нефти в мире будет не хватать, уже никто не вспоминает. Мода на «зеленые технологии» – всерьез и надолго, и развитие этих технологий приведет к тому, что потребление нефти будет сокращаться. При этом никто из стран-нефтепроизводителей добычу нефти сокращать не собирается. Они пытаются возместить потерю доходов от снижения цены продажей еще большего количества нефти, и это безнадежная и абсолютно патовая ситуация для этих стран. Дальше все будет только хуже: на рынок выходит Иран, который в ожидании снятия санкций осенью заливает свои танкеры и нефтехранилища черным подешевевшим золотом. Даже войны на Ближнем Востоке не помогают: тот же ИГИЛ продает контрабандой нефть по демпинговым ценам. С другой стороны – верхний порог цены нефти задают США со своей добычей сланцевой нефти, себестоимость которой из-за развития технологий постоянно снижается. Пришло время дешевой нефти и полупустых бюджетов нефтезависимых стран.

Теория заговора

Большинство людей в мире понимают, что цены на нефть определяются спросом и предложением. А большинство россиян почему-то верит в теорию заговора: мол, мировые компании монополизировали производство, чтобы в частности России было плохо. Да, иногда заговоры случаются, как история с появлением ОПЕК, который в 70-е резко поднял цены на нефть. Но сейчас слишком много игроков с разными интересами, и контролировать рынок невозможно. Только русские до сих пор считают, что против них кто-то объединился. В России раньше было принято петь под дудку Газпрома и писать о том, что никакого сланцевого бума нет. Люди в это верили. Для них стало полной неожиданностью то, что цена на нефть взяла и упала, а вместе с ней и курс российского рубля. Несмотря на то, что в мире постоянно происходят изменения в экономике и технологиях, люди в Беларуси и России почему-то не обращают на них внимания, считая, что это искусственные штуки на базе теорий заговора. А достаточно просто открыть глаза. За последние 15 лет даже список самых дорогостоящих компаний поменялся: деньги перетекают от нефтяных корпораций в виртуальные Google и Apple.

Мир меняется, и мы либо следуем трендам, зарабатывая вместе со всеми, либо остаемся лузерами, рассказывая друг другу печальные истории о том, кто кого обманывает.

Правда в том, что Россия, которая живет в основном за счет нефтегазовых доходов, станет меньше зарабатывать. На мировом рынке, кроме как производитель природных энергоресурсов, наш сосед, увы, больше ничего из себя не представляет. Они могут завоевать еше три Крыма, но сильной от этого экономика России не станет. Рецессия в России всерьез и надолго, а потому рецессия в Беларуси будет зависеть от того, сможет ли Беларусь диверсифицировать свой экспорт или по-прежнему останется завязанной на России.

Почему Нацбанк не держит курс

Внешнеторговый оборот по статистике уже упал на 30%. Представьте себе: количество валюты, которое приходит в страну, сократилось на треть. Очевидно, что в этих условиях Нацбанк не очень хочет управлять процессом и тратить деньги, которых у страны нет. Золотовалютные резервы закончились, к тому же мы вынуждены платить по долгам. Да, русские дают возможность реструктурировать задолженность, но это проблемы не решает, лишь отдаляет крах всей модели. А доходы населения даже по официальной статистике упали на 5%. Компании будут закрываться, людей придется сокращать, на рынке труда появится масса народа, которые будут жить на оставшиеся сбережения, а конкуренция между теми, кто работает, вырастет – в целом жизнь станет откровенно сложнее. Так что делать?

Ответ прост до безобразия: сокращать количество белорусских убыточных предприятий и увеличивать количество прибыльных, вне зависимости от того, кому они принадлежат: государству или частным компаниям. Надо снижать стоимость ведения бизнеса, на которую влияют гос ограничения: риски, проверки, контролирующие организации и уголовная ответственность за экономические преступления. Чем проще и дешевле войти в бизнес, чем меньше в стране запретов и посадок, тем лучше для экономики.

Диверсифицировать экспорт – значит выходить на другие рынки. Государство пытается это делать, но у него пока получается слабо. Мы по-прежнему остаемся верными одному партнеру – России. Что это означает на практике? Поскольку задолженность предприятий друг перед другом вырастет, страну будет ждать череда завуалированных банкротств. В частности, это касается рынка недвижимости, который в Беларуси и так перекачан: девелоперы пытаются рассчитаться квартирами, которые еще не построены. Пара-тройка заметных банкротств – и всё, произойдет схлопывание рынка.

У Беларуси останется один выход: максимально либерализовать экономику и дать свободу частному бизнесу, который сможет задействовать людей, высвободившихся из менее успешных секторов экономики, создать новые производства, услуги и сервис, которые будут конкурентноспособными не только на российском рынке. Поскольку государство никаких мер к этому не предпринимает, скорее всего, в Беларуси количество наполовину безработных, которые заняты 2-3 дня в неделю, увеличится, доходы граждан упадут, масса предприятий станет нерентабельными, потребление начнет сокращаться, а цены на многие товары поползут наверх. Ожидания скорее негативные, чем позитивные. Страну ожидает бедность на болоте.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Пост дня. Десять правильных наблюдений о Беларуси

Мнение • И. Андреев, О. Кептюха

рекламист Илья Андреев случайно чуть не запустил сетевой флешмоб. Он написал шесть трушных наблюдений о Беларуси для переполненного стереотипами иностранца, который сходит с трапа самолёта в Минске. Увидев этот пост, менеджер интернет-проектов Олег Кептюха дополнил его своими четырьмя идеями. Получилась добрая и позитивная десятка.