Десять экспонатов с историей из единственного в Беларуси музея пива

Боль • редакция KYKY
Пианино графа Чапского, бутылка «900 лет Минску», ковшовые весы и пробка 19 века – часть экспонатов пивзавода была выкуплена с аукционов. Надежда Котова, проработавшая пивоваром «Оливарии» почти 20 лет, вместе с экскурсоводом Анной Телеш помогли KYKY отыскать десять экспонатов с самой давней историей.

Здание пивзавода «Оливария»

Главный раритет – само здание завода «Оливария», построенное в 1894 году. История началась, когда местная жительница Рохля Фрумкинова получила в 1864 году право построить деревянную пивоварню на месте пересечения теперешних улиц Киселева и Богдановича. После смерти Фрумкиновой ее сыновья не смогли достойно продолжить пивоваренное дело и предприятие разорилось. Город выставил пивоварню на публичные торги, где ее и выкупил городской голова граф Чапский. В 1894 году через дорогу от пивоварни Фрумкиновой он построил каменный корпус – тот самый, в котором сегодня работает и музей, и производство. За шесть лет при Чапском мощность пивзавода увеличилась в четыре раза, в Минск из Германии было привезено оборудование. Кароль Чапский был очень прогрессивным даже по современным меркам градоначальником, который многое сделал для Минска, начиная от строительства каменной набережной Свислочи и заканчивая городским театром, известным сегодня как Театр Янки Купалы. В 1899 году граф Чапский тяжело заболел и был вынужден продать пивзавод семье Лекертов перед отъездом на лечение во Франкфурт. В Германии Кароль Чапский умер.

Пианино хозяев завода

С 60-х годов прошлого века в помещении, смежном с теперешней варкой, находилась лаборатория, а еще раньше на ее месте было жилище хозяев, о чем свидетельствовало расположение пяти комнат, коридора, спален и маленькой кухни. С конца позапрошлого века здесь стояло старинное немецкое пианино. Предположительно на пианино играл сам граф Кароль Чапский. В советские годы пианино находилось в одном из старых корпусов пивзавода «Оливария», на нем музицировали в праздники, а позже инструмент подняли наверх в помещение музея.

Бутылка Лекертов конца 19-го века с изображением орла, держащего бочку

Современный логотип «Аливария» был взят именно с этой бутылки.

Когда в 1996 году начали рыть котлован для установки ЦКТ (цилиндро-конические танки – емкости для пива – прим. KYKY), в земле нашли три раритетные бутылки завода «Богемия» семьи Лекертов, датируемые концом 19 века. Две бутылки оказались целыми, а одна – разбитой. На стекле в оттисках можно разглядеть логотип завода Лекертов и ряд медалей. До прихода Лекертов пиво имело две золотые медали: Виленского скакового общества и Всероссийской Новгородской промышленной выставки. Интересно, что объем пивной бутылки Лекертов, равно как и поздних довоенных – не 0,5, а 0,7 л. Такой объем был востребован, потому что пиво до войны было достаточно элитарным напитком: бутылки украшались оттисками, и за счет эксклюзивной тары пиво не могло иметь низкую стоимость. С 1948 года, когда было принято решение об увеличении мощности завода, пиво стало более доступным, а емкость бутылки уменьшили».

Документ начала 20 века «Правила внутреннего распорядка рабочих «Пивзавода Богемия»

Лекерты привнесли на белорусский рынок организацию труда и контроль за рабочими. От них же остались первые правила трудового распорядка, утвержденные в 1902 году, которые переиздавались каждые два года. Это был первый документ, который воспитывал в работниках немецкое законопослушание. Работали люди у Лекертов с 6 утра до 19 вечера, выходными были 19 религиозных праздников в год. В правилах прописаны два перерыва на обед, возможность принять во время обеда горизонтальное положение. А дальше идут штрафы: за неопрятный вид, сквернословие, курение, игру в карты. Интересен пункт: «Рабочий должен выпить отпускаемую дозу пива на месте». Таким образом, уже в то время сотрудников вознаграждали за работу, предоставляя возможность пробовать тот продукт, который они сами производят.

Двери графа Кароля Чапского

Один из самых дорогих сердцу работников экспонатов – сохранившиеся со времен Чапского металлические двери, которые были установлены при стройке корпуса. Взглянув на двери, можно понять, насколько выросло поколение минчан за сто лет – строительные нормы конца 19 века предусматривали рост мужчин не более 170 см. Работники музея вспоминают приезд на пивзавод «Оливария» правнука графа Чапского Эдуардо Аранда Годлевски, который был очень впечатлен сохранившимися со времен его прадеда створками дверей. Сейчас в планах у правнука Чапского написать книгу о своем знаменитом предке. Господин Годлевски живет в Лондоне, и что самое удивительное, женат на представительнице другого известного белорусского рода – Ваньковичей. Будучи детьми дипломатов, потомки белорусских родов познакомились на балу в Варшаве. Правнук Чапского приезжал в Минск в мае на открытие зоны отдыха «Остров Радости» в Станьково в родовом имении Чапских, которую восстановил пивзавод «Оливария». За время пребывания в Минске потомок Кароля Чапского стал понимать белорусский язык и даже выступил с речью по-белорусски.

Металлическая пробка пивзавода «Богемия» конца 19-го века

Этот экспонат был выкуплен с аукциона, как и некоторые другие вещи в музее. По словам историков, пробка закрывала бутылки пивзавода «Богемия» семьи Лекертов с 1899 года – вот эти длинные бутылки с оттисками. Лекерты были баварскими подданными и управляли заводом вплоть до Первой мировой войны, а после революции их следы потерялись.

Немецкая пивная бутылка военного времени, найденная на территории завода в прошлом году

Пивоварня со 150-летней историей – это априори место уникальное, а потому исторические открытия совершаются здесь и по сей день. Немецкую бутылку времен Великой отечественной войны нашел один из сотрудников. Во времена войны сами бутылки на заводе не производились, их везли из Польши и Германии, чтобы наливать туда белорусское пиво. В это же время на пивзаводе работало минское подполье – одна из четырех подпольных организаций. В его состав входили руководство завода (например, главный пивовар) и другие работники, в общей сложности 16 сотрудников и их семьи.

Ковшовые весы начала 20 века, которыми измеряли количество солода

Весы принадлежали семье Лекертов. Ими с 1899 года взвешивали солод, который шел на производство: ковш отмерял ровно 20 кг. Аппарат уникален своей эталонной точностью, поэтому технологи продолжали на нем работать вплоть до 80-х годов прошлого века. Сейчас на «Пивзаводе «Оливария» установлено новое оборудование, и вместо людей за процессом следят видеокамеры и мониторы, да и емкость самой варки – 6 тонн. «Зато когда к нам на экскурсии приходят инженеры, они на корточках изучают механику этих весов и фотографируют запыленный циферблат – так им интересно», – говорит Надежда Михайловна Котова.

Стеклянная бутылка, выпущенная к 900-летию города Минска

В производственном корпусе, который строили Лекерты, до реставрации под крышей было перекрытие времен прежних хозяев завода. Во время проведения реставрации предприятия там обнаружилось несколько раритетов: в частности, довоенные бутылки советского периода. Надежда Котова называет их «совнаркомовскими»: «Довоенные бутылки очень красивые, душевные, ажурные». К 900-летию Минска была выпущена стеклянная юбилейная бутылка. «Эту бутылку мы приобрели на аукционе в России. В Беларуси их нигде не было, а потому отслеживали аукционы за границей», – говорит Надежда Котова.

Этикетки 1990-х, которые помогут «вспомнить молодость»

90-е с точки зрения рынка для пивоваров были интересным периодом: брендов пива было много, каждый стремился выделиться яркостью этикетки. Минчане до сих пор помнят эти блестящие фантики и запоминающиеся названия – за многими охотятся коллекционеры. Например, ценны этикетки пива «Граф Чапский», которое хорошо помнят минчане.

К персоне Кароля Чапского на пивзаводе «Оливария» относятся с трепетом, ведь если бы не граф, то Минска в его современном понимании бы не было.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Программисты рассказывают анекдоты про программистов

Боль • Алиса Петрова

Вместе с всплеском IT-сферы в Беларуси айтишники стали отдельной прослойкой белорусского общества. Кроме средней зарплаты, их выделяет другой стиль жизни, мышление, и, конечно, юмор. KYKY попросил программистов рассказать несколько шуток про самих себя. Предупреждаем: юмор у айтишников специфичный