На фуражке появилась «Погоня». Пять военных мундиров историка Игоря Мельникова

Боль • Ирина Михно
Кандидат исторических наук Игорь Мельников коллекционирует военные мундиры. «У меня есть форма офицера НКВД, мундир унтерштурмфюрера СС (к слову, эту форму проектировал в том числе и Hugo Boss), несколько образцов советской пограничной формы, да и много чего другого», – отмечает историк. Специально для KYKY Игорь примерил военную форму разных лет и рассказал о том, кто и когда её носил.

Игорь начал коллекционировать мундиры в 2009 году. За это время ему удалось собрать двенадцать униформ разных армий и войн. На вопрос, зачем вообще ему эти мундиры, он отвечает: «Я часто езжу по Беларуси, Польше и Литве в поисках неизвестных мне фактов. Беседую со стариками, которые видели то время, изучаю историю нашей Беларуси. Для меня это очень важно. Моя жизнь – это история. Надевая мундир, я как-будто перевоплощаюсь в солдат и офицеров разных армий и эпох.

Думаю, если бы я вдруг оказался в своей форме, например, в сентябре 1939-м года в Западной Беларуси, точно бы сошел за своего».

Игорь Мельников часто участвует в военно-исторических реконструкциях в Беларуси и зарубежом. «Реконструкторы очень любят хвастатся своими коллекциями, доказывать друг другу свою крутость. Для меня же «выпендриться» никогда не стояло на первом месте, скорее, я не хотел услышать в свой адрес: «Да ты Покемон». Обычно так называют людей, которые от незнания истории неправильно используют элементы формы», – поясняет историк.

Подобных проблем у него не было. Наоборот, Игоря принимали за настоящего солдата: «Помню, мы с моей девушкой как-то гуляли по Млаве (город в Польше – прим. KYKY). Дело было после реконструкции, поэтому я был одет в мундир польского офицера 1930-х годов. Тогда к нам подошла пожилая женщина и сказала: «Вы как с архивной фотографии сошли!»

Форма солдата 5-й «кресовой» дивизии Второго польского корпуса, 8-й британской армии. Весна, 1945 год

Такие мундиры носили белорусы, служившие в армии Андерса. Для тех, кто не знает: это польское воинское формирование, созданное в 1941—1942 годах на территории СССР. В июле 1943 года части армии Андерса были переброшены на Ближний Восток. На Игоре английская военная форма с польскими эмблемами и знаками отличия.

«Мало кто знает, что огромное количество белорусов также служило в составе армии Андерса. В сентябре 1939 года около 70 тысяч наших соотечественников, находясь в рядах Войска Польского, сражались с нацистами. После 17 сентября 1939 года многие из них попали в советский плен и были выпущены в 1941 году в результате Договора Сикорский-Майский. Наши соотечественники, полешуки, проявили героизм во время битвы под Монте-Кассино в мае 1944 года. Не все современные белорусы знают об этом факте. Хотя я считаю, что это один из ключевых моментов белорусской военной истории. Многие родственники участвовавших в той битве солдат до сих пор пытаются получить от британцев и поляков награды своих прадедов и дедов», – рассказывает Игорь.

У британцев всегда было хорошее чувство вкуса: из всех представленных сегодня мундиров этот самый стильный. Некоторые его элементы и сегодня мог бы надеть любой уважающий себя хипстер. Самое интересное: мундир оригинальный. Он был сшит в 40-х годах прошлого века. Форма пролежала на одном из британских складов, поэтому практически не пострадала и сохранила приличный внешний вид. На поиски всех элементов этой формы историк потратил год. Обращался за помощью к польским и британским друзьям, искал по интернет-аукционам и таки осуществил свою мечту:

«В Беларуси, кроме моего, может, найдется только еще один экземпляр британской формы. Меня интересует именно белорусский аспект войны. Не важно, на какой территории и за кого воевали, главное, чтобы это были белорусы», – объясняет наличие британского мундира в своей коллекции историк.

Форма состоит из мундирной куртки, бриджей и берета. Чтобы придать мундиру праздничный вид, Игорь надел несколько британских и польских наград, которые в то время вручали белорусам. Они также аутентичные. «На мне вы можете видеть крест «За битву при Монте-Кассино, «Африканскую звезду» и несколько британских медалей времен Второй Мировой войны», – говорит историк.

И пара аксессуаров: британский ремень, изготовленный в 1944 году, а также советские часы 1939 года. Выглядят последние очень достойно: оригинальный циферблат и кожаный ремешок.

И последний элемент формы: ботинки. «Обувь – это отдельная история. У меня большой размер ноги, так что найти форменную «обувку» крайне сложно. Конкретно эти ботинки я приобрел в Польше. Они были сделаны в конце 30-х годов, но отлично сохранились, да еще и налезли на меня. Не думая ни минуты, я их купил. Подвела только подошва. От времени она прогнила и ее пришлось менять», – говорит Игорь.

Форма капитана 83-го пехотного полка из западно-белорусского Кобрина, 1930-е годы

«Это униформа образца 1936 года. Здесь мы можем видеть оригинальный полковой знак, а также знак об окончании Академии Генерального штаба. Аксельбант – предмет, показывающий, что офицер служит в штабе», – отмечает Игорь. Мундир сшит в наши дни по лекалам того времени, но выглядит максимально аутентично.

«Эту униформу я собирал очень долго. Мне хотелось восстановить мундир, потому что именно в нем солдаты обороняли Кобрин в сентябре 1939 году. Опять же, это одна из малоизвестных страниц белорусской истории, хотя в этой битве погибло очень много белорусов: и резервистов, и кадровых военнослужащих Войска Польского».
Это единственный образец польской офицерской формы в Беларуси. Аксессуары: довоенные очки, офицерский ремень и перчатки.

«Перчатки – элемент, который пришел в польскую военную форму из русской императорской армии. Они, как и вся форма, были сшиты сегодня по лекалам того времени», – рассказывает Игорь.

Осталось рассказать про сапоги. Сделали их в Беларуси по довоенным меркам. Они универсальные и могут сочетаться и с другими формами.

«Обычно все элементы мундиров я храню в отдельном шкафу. Надеваю что-то только для участия в реконструкциях боев или съемках документального кино. Вот, например, форму офицера Войска Польского можно увидеть в нескольких фильмах из цикла «Обратный отсчет» на канале ОНТ», – рассказывает историк.

Униформа офицера Слуцкой стрелковой бригады Белорусской народной республики, 1920 год

За основу взята униформа офицера Русской императорской армии. «В то время русские гимнастёрки и френчи были основной формой одежды. В них белорусы воевали на фронтах Первой Мировой, а затем – во время польско-большевистской войны. Слуцкие повстанцы в 1920 году пытались отстоять независимость БНР. Но силы были не равны, и им пришлось отступить в Польшу», – рассказывает Игорь.
Начнем с аксессуаров: фуражка с кокардой в виде «Погони» и награды.

«Во время Первой Мировой войны на этом головном уборе была царская кокарда. А во время Слуцкого восстания появилась «Погоня». Что касается наград, то они современные. Например, знак Премии Вацлава Ластовского за популяризацию истории Беларуси мне вручили в прошлом году. Он сделан по образцам того времени, поэтому я ношу ее на мундире», – говорит историк.

Форма была сшита в наши дни, но полностью соответствует оригиналу. «Оригинальные элементы военной формы очень дорогие. Один из них может стоить столько же, сколько стоит целый новодельный комплект. Я не рокфеллер, да и музеем не владею. К тому же надевать оригинальные довоенные вещи на реконструкцию или даже на съемки фильма может только сумасшедший. Я же форму собираю, чтобы активно использовать. В конце концов, такие вещи не должны просто висеть в шкафу», – продолжает Игорь.

Тем не менее, есть в этой униформе и оригинальные элементы. К примеру, британский свисток.

Мундир офицера советской армии образца 1943 года

«Медалями на пыльной гимнастёрке звенела география Европы». Помните эту песню? Это форма человека, который прошел всю войну, как мои деды. Поэтому этот мундир для меня особенно ценен», – начинает рассказ Игорь.

Состоит мундир из офицерской гимнастерки образца 1943 года, бриджей, сапог и парадной фуражки. Но самое главное в этом мундире, как утверждает историк, – орден Трудового красного знамени БССР. «Это очень редкая награда, которая подчеркивает, что офицер – выходец из Беларуси. Награда появилась в середине 1920-х и была упразднена в начале 1930-х. Поэтому наградить этим орденом успели не многих», – рассказывает Игорь.

Мы видим парадный вариант формы, то есть в таком виде офицер выходил из поезда на перрон, где его встречали с цветами. В победном мае 1945-го. Здесь же представлен оригинальный ремень, кобура и настоящая карта того времени.

«Это польская карта. Советские офицеры тоже ими в войну пользовались. И немцы эти карты «любили», потому что польские топографы действительно поработали на славу», – подчеркивает историк.

Форма бойца Украинской повстанческой армии

Показать точную форму этой армии сложно: формирование партизанское, поэтому вариаций на тему внешнего вида солдат УПА было много. В варианте Игоря вы можете видеть советские бриджи, гимнастерку, немецкий китель, польский ремень и кабуру от немецкого пистолета «Люгер». Самым важным элементом, как утверждает Игорь, является кокарда украинской армии 1920-х годов.

«В этой форме солдаты воевали за независимость Украины во время Второй Мировой войны. Правда, деятельность УПА не однозначна. Но важно знать, что боевые действия украинских повстанцев проходили и на территории Беларуси, поэтому эта страница истории также не чужая и для нас. Подразделение украинской повстанческой армии доходили даже до Новогрудка», – отмечате Игорь.
Наш собеседник продолжает искать интересные мундиры. Например, сейчас он мечтает собрать мундир польского летчика, участвовавшего в Битве за Британию в 1940 году.

«У меня есть мечта: я очень хочу побывать в Монте Кассино. Надеть британский мундир, сходить на кладбище и положить цветы на могилы похороненных там белорусских солдат. Они мужественно сражались с нацизмом.

К сожалению, об их подвиге на Родине редко вспоминают. Военно-историческая реконструкция позволяет глубже изучить историю своей страны и соседних государств. Надеюсь, что мое хобби поможет и другим людям узнать больше фактов из не простого, но героического прошлого Беларуси».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Безумная минская жировка. Пятнадцать ответов

Боль • Николай Янкойть

Последние две недели минчанин воюет с ЖЭСом. Суммы за январь, насчитанные нам в жировках, у некоторых оказались больше в два-четыре раза. «Представляете, с какой злобой белорусы смотрят на свои почтовые ящики?» – горько шутят сами над собой соцсети. KYKY ответил на 15 вопросов, которые чаще всего задают мирозданию белорусы в последние недели две.