Как я провела семь дней без интернета

Боль • Анна Златковская
«Я обычный человек и ничто обывательское мне не чуждо. Сетевой тупизм не обошёл стороной и мою личность. Бесцельно блуждая по ресурсам, не осознаешь, сколько времени потрачено зря, настоящая жизнь – бледный призрак за твоей спиной». Молодая мать Анна Златковская не пользовалась интернетом неделю, каждый день записывая свои ощущения.

Интернет дарит человечеству массу возможностей, коими мы пользуемся каждый день по работе и в быту, но 70% времени занимает именно зависание на страницах, не меняющих нашу жизнь к лучшему. Так, наткнувшись в сети на очередной буддистко-конфуцианский совет «очисти сознание от интернета и отключись» я решила последовать рекомендации и проверить себя. В чистоте разума я была уверена, и прожить неделю без всемирной паутины, думалось мне, окажется весьма примитивным занятием. Забегая вперёд, скажу, что поторопилась с выводами.

Понедельник

Ровно в 00:00 я отключила мобильный телефон, закрыла ноутбук и начала жизнь без интернета. Проснувшись рано утром, обнаружила совершенно простуженного ребёнка, и поспешила вызвать врача на дом. По телефону, разумеется. Глядя на сипло кашляющего сына, бросилась к ноутбуку, чтобы забить в гугл симптомы и выяснить, чем заболел мой мальчик. Вспомнила, что теперь отключена от сети. Остановилась. Действительно: разве можно поставить точный диагноз по интернету? Кому я в итоге буду доверять здоровье своего ребенка: гуглу или врачу? После ухода доктора я рассматривала рецепты с лекарствами и думала о том, что теперь мне ужасно хочется узнать, что по поводу диагноза думает доктор Комаровский, пробежаться глазами по беби-форумам и узнать отзывы о лекарствах. Но ведь педиатр видел моего сына, прослушал его лёгкие и назначил лечение, исходя из этого, а интернет такой функцией не обладает. Так стоит ли тратить время на чтение рекомендаций от людей, с которых я не буду спрашивать, почему сын, не дай бог, не поправляется? Мамочки с радостью делятся на форумах советами по поводу ухода за детьми, только вопрос, насколько можно и нужно доверять незнакомцам в сети?


Alex Webb

Итак, я провела день спокойно, уделяя время лечению сына. Ребёнок одурел от заботы, я – от мыслей о том, как занять свободное время. Сознание предательски требовало дозу новостей из фейсбука или хотя бы информации о погоде, но я держалась, как могла. Пока отвлеклась на мелкие заботы, сын стащил андроид. Когда зашла в комнату, он листал фейсбук и пытался нажать «нравится» на все новости подряд. Сыну по душе этот смешной шлепающий звук лайка, и он может написать что-нибудь в статусе, нажимая на все буквы. А уже Т9 сам добавит нелепую скабрезность. Выходит, я показала пример ребенку того, как убивать время. Игрушек у него намного больше, чем было у меня в детстве, корзина переполнена, а он первым делом бежит к андроиду. Мы оба, подобно хомякам в клетке, крутившим от безделья одно колесо, отдаем в пространство свою энергию. Решительно отобрав телефон, я увлекла мальчика играми. В итоге мы построили замок, нарисовали ежа, и стали учить алфавит. Марк так воодушевился, что требовал повторения букв на протяжении всего дня, мы перебрали множество книг в моей библиотеке. С радостью я отметила, что все еще не потеряно – как здорово, что я начала эксперимент.

Вторник

Утро, Чашка кофе и… привычку барахтаться в фейсбуке пришлось отменить. Я растерялась. Люблю эти пять минут бесцельного ползания по сети. Много лет назад, будучи подростком, я по утрам пила кофе и читала книги. Это было моё самое любимое время дня. Вернулась к чтению заброшенной книги Найджела Латта (психолог) и получила невероятное удовольствие. Который месяц корила себя за то, что читаю книгу слишком медленно, теперь стало очевидным, куда я тратила время. Впереди ждал долгий и нудный день. Легко отказаться от сети, когда ты погружен в работу или прогуливаешься с ребёнком по парку. А когда ребенок болеет, как тебе провести этот день дома?

Помучив сына процедурами, включила телевизор. Очнулась через четыре часа, когда просмотрела три кинофильма среднего качества. Вот тебе и очисти сознание. Один мусор заменила другим, мозг запотел, просветления так и не наблюдалось.

Самооценка съехала по шкале вниз, наглядно демонстрируя мне, жалкой особи, бесцельность моего существования. Мы не замечаем, как крадём время у самих себя. Бесценные секунды исчезают в пространстве, оставляя внутри лишь визуальный набор телевизионного и сетевого хлама. Проглатывая его, мы не замечаем, как реальная жизнь уходит. А тупость и леность остаётся.

Приучать сына смотреть ТВ мне тоже не хотелось. Мы снова принялись за игры и изучение алфавита. Я прочла четыре сказки, нарисовала десять ежей. Вторник оказался тяжелее понедельника. Почему-то заходить по десять раз на социальную страницу легче, чем придумать себе оффлайн занятие. В сети ты попадаешь в целый мир, наполненный событиями, только чужими. Создавать свои в реальности сложно. Стены давили на меня, предательски мелькнула мысль, что пиратски скачать толковый фильм – совсем не преступление. На помощь решено было вызвать бабушку. Я помню, как наш дом был всегда наполнен гостями. Звучала рок-музыка, мамины друзья играли в преферанс, а я сидела рядом и пыталась понять правила игры. Никто не скучал, наоборот, взрослым всегда было, что обсудить и о чем потанцевать.

В финале дня мы пекли блинчики, включили радио (тут-то я и пожалела и выброшенном проигрывателе и коллекции пластинок), танцевали и устраивали гонки детских автомобильчиков. Чувство тяжести постепенно уходило, голова была ясной. Мне уже нравилось, что я живу без паутины, нравилось понимание того, как сильно я погрязла в сети, не создавая живую реальность. Теперь нужно было думать и решать самой, а не спрашивать у гугла. Видеть людей живьем, не в мигающей аватарке социальной страницы.

Среда

Я была полна оптимизма. Сегодня можно было выйти на прогулку. Держать себя в руках, будучи запертой в четырех стенах, гораздо сложнее. Хватаюсь за телефон, чтобы запечатлеть особый момент. Хочу отправить фотографию по вайберу близким. Стоп. Пересылка фотографий мозг не разжижает, но раз уж я решила вступить в каменный век, буду следовать этому правилу до конца. Оглядываясь вокруг, замечаю толпу молодых людей с моноподом. С идиотским хохотом они фотографируют себя на фоне деревьев. Трудно понять моду на селфи. Зачем фотографировать себя с задранным подбородком и выпученными глазами, когда вокруг есть люди, которых можно любезно попросить щёлкнуть тебя на память?

Если ты в пустыне, и рядом нет даже верблюда, который может сфотографировать тебя на фоне заката, тогда другое дело – селфи спасёт. Но о каком закате я говорю, когда люди делают фото в зеркалах туалетных комнат?

Социальные сети явили миру нарциссов, считающих, что всем окружающим реально интересно, что они едят, чем испражняются, и что надели на себя сегодня. Ежедневный ритуал – просмотр инстаграма и подсчет лайков. Встают с телефоном, ложатся спать с телефоном в руках. Страшнее, когда под влиянием всеобщей моды на декларативность, меняется человек, в принципе, наделенный интеллектом. Еще вчера ты обсуждаешь с ним Достоевского, а уже сегодня тебе плачутся на недостаток лайков под фотографией.

Гуляя, обратила внимание, что мамочки делятся на две группы. Одни носятся вместе с детьми, гоняя мяч и пуская мыльные пузыри. Вторые одним глазом смотрят на ребенка, другим – в телефон. Прикрикивают: «Катя, не лезь, Слава, аккуратно, Петя, не трогай игрушку, она чужая» – и водят пальцем по экрану андроидов. Их дети пристают к ним, тянут за майки, убегают по лестницам вверх, всячески пытаются привлечь мамино внимание. Но, увы, жизнь в коробке куда интереснее собственных детей. Заметила, что всю неделю перестала заглядывать в телефон и иногда забываю, куда его положила. Позвонит – найду.

Четверг

На четвёртый день оффлайнового режима на меня навалилось острое чувство тишины. Странным образом мир разделился на реальность и вирт. Социальные страницы делают тебя сопричастным к друзьям из ленты. Эра показушности позволяет буквально знать, что думают люди, что делают, едят, куда идут, где находятся. Излишняя откровенность частной жизни уже никого не смущает, всем хочется быть популярным, в гуще событий и общения. Бессмысленные опросы, как назвать собаку, какие выбрать обои в спальню, комментирование статей – всё это, видимо, делает жизнь более наполненной, чем есть в реальности. Счастливые люди, занимающиеся делом, редко появляются в соцсетях, если таковые у них вообще имеются.

Интернет дал человечеству обманчивое чувство нужности. Пока ты в сети, мир на виду. Все усиленно добавляются в друзья, делятся новостями, лайкают фотографии. Жизнь в сети подведена одним большим жирным знаменателем – «нравится».

На деле, это не более, чем эфемерный пшик, призрачная деятельность, не несущая в себе никакой реальной силы. Постим статьи о брошенных животных, о детях-сиротах – в реальности другие люди развозят вещи по интернатам, забирают к себе брошенных собак и котов. Делимся с френдами ностальгическими статьями о забытых играх нашего детства – другие в реальности идут с детьми на улицу и играют в эти самые игры.

Общество опечалено тем, что юное поколение висит в телефонах. Знакомая делилась историей, как устроила для своей дочки-школьницы день рождения. После угощения дети пошли в детскую комнату, откуда, в итоге не раздавалось ни звука. Заглянув в комнату, родители увидели, что ребята тихо сидели, уткнувшись в мобильные телефоны.

Можно сколько угодно негодовать на детскую зависимость от интернета, но взрослые являются ярким примером такого образа жизни. Реальность дарит невероятное количество развлечений и занятий, нужно только оторваться от ТВ и ноутбука. «Одноклассники» не дадут эмоции, которые подарит новый день, проведенный с ребёнком и с друзьями вне обычной обстановки. Четверг оказался для меня весьма насыщенным. Играла с сыном в прятки.

Пятница

Единственное, что напрягало в пятницу – незнание прогноза погоды. Приходилось узнавать о реальности происходящего вне стен дома, высунув голову в окно. Ни разу не ошиблась. Нужно было ехать по делам. Долго торчала на остановке: ведь воспользоваться приложением с расписанием транспорта запрещено. Неожиданно ко мне обратился мужчина и на английском языке спросил что-то про метро. Вот тут я и попалась. Дело в том, что в школе и в университете я изучала французский, английским пыталась овладеть на уровне Elementary, и то безуспешно. Увы, полиглот из меня не вышел. Когда иностранец обратился ко мне, первая мысль была, конечно: переводчик гугл! Сейчас все будет окей. И вот не знаю, презирать себя или восхищаться стойкостью духа, но я решила, что буду верна эксперименту до конца. Ослепительно улыбаясь, попыталась объяснить мужчине, где находится метро. Естественно, он меня совершенно не понял. Обреченно вздохнув, я впихнула его в троллейбус, чтобы довезти до метрополитена. Иностранец, прижатый к двери мощной массой белорусского народа, решил продолжить знакомство. Он рассказал мне, что прилетел из Америки, Минск ему нравится, и у нас много людей (то, что я поняла). Представился Майклом. Я лепетала – «гуд», и мило улыбалась. Гугл-переводчик спас бы меня от этого позора, думала я с печалью. Несмотря на языковой барьер, я показала Майклу дорогу. Попадая в такие ситуации, понимаешь, интернет призван не только развлекать праздную толпу, а прежде всего, помогать.

Суббота, воскресенье

В выходные мне пришлось прервать свой эксперимент, и воспользоваться услугами приложений. Я включила вай-фай на мобильном, и телефон тут же истошно зазвенел сигналами вайбера, месседжа, почты, фейсбука. Честно признаться, стало непривычно громко. Друзья писали, родственники требовали фотографий внука. Непонятно: как же раньше все жили без сети, и почему мы перестали звонить?

Tom Wood

Самое забавное, что интернет отдалил людей друг от друга. Казалось бы, нет, наоборот, подарил шанс общения с теми, кто живёт за границей, возможностью списываться с друзьями, не отвлекаясь от работы, когда нет возможности позвонить. Избыток возможностей для общения порождает дефицит желания, что в итоге и наблюдается. Если раньше друг каждый год звонил тебе из любой точки света, и вы пытались в пятиминутный разговор впихнуть все жаркие новости, сейчас максимум это строчка в мессенджере, мол, ты как? Все вышеописанное упростило коммуникацию между людьми, но тем самым сделало её примитивной и, извините за пафос, недушевной. Я как махровый консерватор убеждена, что тепло человеческого общения ничто на свете не заменит.

Прожив эти ничтожные пять дней без интернета, я ощутила вкус реальности – ты перестаёшь ежесекундно сверяться с гуглом и думаешь своим умом. Многие подумают, что тупизм в сети их не касается, но уверяю: привычка – дело незаметное, и, подобно опухоли, она растёт. Мы все заложники сетевой системы. И получается, что красивый закат – это не вид из окна, а чья-то фотография, выложенная на социальной странице.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Диагностика рака, тесты на наркотики и тренажер для детей с ДЦП. Что изобретают в белорусской медицине

Боль • Алиса Петрова

По мнению экспертов, Беларусь лидирует среди стран бывшего соцлагеря по инновационным технологиям в медицине. «Лекарство от стресса», наносенсор, компьютерная диагностика рака – новости об изобретениях в СМИ возникают переодически. KYKY поговорил с разработчиками о том, насколько сложно внедрить инновации в медицинские учреждения.