«Наши партбилеты «всплывают» в посольствах как основания для политического убежища». Как журналист KYKY вступала в партии

Боль • Ольга Родионова
В разгар подготовки к выборам в Палату представителей редакция KYKY отправила журналистку Ольгу Родионову вступать в БНФ, стучаться к социал-демократам, коммунистам и в Партию труда и справедливости. Хотелось понять, чем партии отличаются друг от друга, какие цели преследует каждая, и сложно ли стать их членом, если ты пришел, по сути, с улицы.

Недалеко от редакции KYKY стоит загадочный дом с не менее странной табличкой на нем. Сфотографировав табличку, я думала развеселить коллег, но редактора посмотрели на меня с почти ленинским прищуром и спросили: «Родионова, а ты была в детстве пионером?» Была. Не то, чтобы уж очень образцовым или тимуровцем. Но целых три алых шелковых галстука сожгла утюгом – точно.

«Значит так, Родионова, вот тебе архиважное поручение: разыскать три партийные ячейки и вступить в них! Явки, пароли, членские взносы…»

Отступать было некуда. Я загуглила, что в округе происходит идеологически верного. Оказалось, жизнь кипит, и партийный пульс бьется. Если, конечно, на это обращать внимание, а не только есть шаурму «У Али» и иногда выпивать по пятницам на Зыбицкой.

Народная Громада, банка сгущенки и кадровый вопрос

Буквально в соседнем доме от нашего нашелся офис незарегистрированной Белорусской социал-демократической партии (Народная Громада), чей лидер – бывший кандидат в президенты Республики Беларусь Николай Статкевич. Я с большим пиететом отношусь к признанным мировым сообществом «узникам совести», и считаю, что личная явка Николая Викторовича на митинг протеста 19 декабря 2010 года была очень мужественным поступком. А уж статья, по которой его посадили на шесть лет, кажется лично мне готовым тостом – «За организацию массовых беспорядков». Влиться в ряды Народной Громады я сочла бы за честь.

К офису пришла уже в конце рабочего дня, когда все расходились. Увидела, как выходивший на крыльцо Николай Статкевич дал Сергею Марцелеву, бывшему руководителю избирательного штаба кампании 2010 года, «передачку» от благодарных избирателей – банку глубокской сгущенки с ароматом коньяка. Политтехнолог спрятал её в кожаный портфель с логотипом «Городской исполнительный комитет» со словами: «Видите, вот и вся благодарность за профессиональную деятельность. Но какая приятная!».

Марцелев был соавтором президентской программы Статкевича. Провел полгода в «американке» и впоследствие получил два года лишения свободы.

«Нормальная политическая партия на Западе обеспечивает своему кадровому резерву возможность сделать карьеру: стать сначала ассистентом депутата, потом депутатом в райсовет, и расти дальше. Кульминацией лично моей политической карьеры в Польше было место советника вице-премьера», – говорит мне Сергей.

В студенчестве Марцелев учился приблизительно в одно время с Виктором Лукашенко на факультете международных отношений БГУ, откуда был отчислен по политическим мотивам, а после жил восемь лет в Польше, где окончил университет имени Мицкевича в Познани. Мне стало интересно узнать: как же вышло, что его жизнь в какой-то момент пошла «не туда»? Где-то в душе я подозревала, что сейчас он должен не сгущенку получать от благодарных избирателей, а есть свежий бутерброд с ароматом черной икры.

«У нас за последние 20 лет выборов не было. Их еще долго не будет. На сегодняшний день у политических партий отсутствует реальная возможность привести кого-то к власти.

Эти партии – просто политклубы пассионариев, которые хотят общаться с людьми, говорящими на одном с ними языке.

Они сюда приходят по своим мотивам, но точно не за деньгами, потому как последних – просто нет. Это скорее дискуссионные клубы, если угодно, факультативы для соучастников, где они могут высказаться. Партии маргинализируются, теряют даже ту небольшую часть влияния на потенциальных избирателей, которая у них была», – говорит мне Сергей Марцелев.

Я делаю вывод, что если вам хочется познакомиться с интересными (и даже холостыми) молодыми людьми, ходить на встречи и яростно полемизировать – вам сюда. Членских взносов за вступление в партию не потребуют, а лишь фотокарточку, которая будет приклеена на симпатичное удостоверение друга Белорусской социально-демократической партии.

БНФ, выборы в Палату представителей и холодильник как кандидат в президенты

За нашей беседой с Марцелевым на крыльце наблюдает молодой бородач в вышиванке. «Я – Илья Добротвор, иду как кандидат от партии БНФ на выборы в Палату представителей Национального собрания по Сеницкой округе» – говорит он. Я тут же выражаю желание вступить также и в БНФ. «В нашу партию вступить очень просто. Приходишь в Управу по улице Чернышевского, 3, пишешь заявление, получаешь билет. Взносов как таковых у нас нет. Есть пожертвования, которые можно по ведомости внести в партийную бухгалтерию, если есть желание». Судя по всему, приносить деньги анонимно коробками из-под Xerox, не стоит. Строго под роспись в приходном кассовом ордере.

«Главная наша цель – оборона независимости, наша национальная символика. На управе открыто висит бело-красно-белый флаг. И милиционеры считают, что это и есть официально зарегистрированный флаг БНФ, и потому не «доколебываются», – говорит мне Илья. Партия БНФ в свое время прошла государственную регистрацию. Теперь это дает возможность ее членам иметь партийное помещение и проводить там свои собрания.

Какие же преференции мне может дать свидетельство о том, что я состою в партии БНФ? «Иногда наши партбилеты «всплывают» в посольствах как основания для предоставления политического убежища в тех или иных странах, – отвечает мой собеседник. – Насколько это влияет на положительное решение властей по данному вопросу – судить не возьмусь.

В начале 2000 годов, если бы я знал, что будет такая ситуация, то и сам бы съехал в Польшу или Канаду. А так я уже столько лет всё жду, будто что-то изменится…

Очень огорчает отсутствие побед. Единственное, что могу назвать в качестве достижения последних дней – фактический срыв Дмитрием Дашкевичем официального открытия граффити «Минск-Москва», когда всё внимание было приковано к активистам. В итоге площадка перед трибуной, на которую никто из организаторов так и не вышел, попросту опустела: рассказывать речи о российско-белорусской дружбе стало совсем некому. Официальное мероприятие (если его вообще хоть кто-либо заметил) продолжалось всего около пяти минут вместо запланированного часа».

Пытаюсь понять, почему для членов партии БНФ важно пройти в Палату представителей? По словам Добротвора, если от всей оппозиции пройдет хотя бы десяток кандидатов, можно будет надеяться, что Европа заставит Лукашенко пойти на демократические изменения. «На сегодняшний день наш парламент превратился в декоративный орган, который ничего не решает. Такие депутаты могут подписать вам акт жилищно-коммунальных условий, а больше ничего, – продолжает Илья политинформационные занятия, пока я стою с открытым от изумления ртом. Получается, партии в Беларуси нужны для демократичного флера? Вроде вот они у нас есть. Но по сути – «для галочки».

На мой вопрос, идет ли в БНФ молодежь, и что, собственно, партия может предложить им, Илья говорит, что в отличие от «Белой Руси» и БРСМ, они дают возможность самореализоваться: юные журналисты могут писать в интернет-издание, учиться фотографировать, участвовать в раскопках в тематических летних лагерях. Старшие товарищи с удовольствием делятся личным опытом проведения политических компаний. «На прошлых выборах был выявлен законодательный казус: можно было подать документы с инициативной группой, состоящей из одного человека.

Можно выставлять хоть котика, хоть холодильник – главное, что инициативная группа считает, что кто-то из них сможет управлять государством лучше, чем существующий глава!» – улыбается Илья.

Выйти из БНФ можно просто – по заявлению. Понравилась тебе какая-либо другая партия – уйдешь безболезненно, и даже членский билет на память оставят. Единственное условие: нигде в СМИ не упоминать, что ты представляешь БНФ. По словам Ильи, есть «политические туристы», которые решили, кажется, собрать пасьянс из удостоверений всех существующих партий. Их все уже знают, и гонят как прокаженных с церковной паперти. «Между прочим, у нас демократические выборы лидера партии. Его сменяли уже четыре раза по решению Сейма, в отличие от наших коллег в других образованиях!» – добавил на прощание Илья.

Ах да, членство в Палате представителей дает тысячу долларов зарплаты депутату и персональную пенсию – ну это так, справочно.

Партия труда и справедливости (РПТС). «Ждите ответа…»

Целью РПТС является экономическое благосостояние и социальная справедливость. Прочитав эту информацию у них на сайте, я воспрянула духом: очень люблю, когда есть деньги и справедливость! Задачи их мне тоже подходили: во-первых, гарантированное право человека на труд. Во-вторых, исключение любой дискриминации по политическим мотивам, национальным, религиозным, половым и возрастным признаками. В третьих, защита прав человека на уровне международно-признанных норм. В четвертых, гарантия социальной защищенности стариков и инвалидов, женщин, детей и учащейся молодежи.

Фото с сайта Республиканской партии труда и справедливости

Председатель этой минской городской организации назначил мне свидание в городском центре олимпийского резерва на улице Жудро, 40. Сказал иметь при себе паспорт. Если я приму их позицию, то они позволят написать мне заявление на получение членского билета. И что минут 10-15 для принятия решения хватит. Информацию о том, чем я могу быть полезна партийной ячейке, обещал выслушать лично, но через неделю, не раньше. Со своей стороны гарантировал помощь с написанием с письма-ходатайства в заинтересованные структуры.

Но… Неделю сидеть и ждать мужчину? Мне такое мама запрещает! Тем более, что в партии от меня хотели денег. В качестве первоначального вступительного взноса 10 000 старыми ассигнациями, и после – ежемесячно еще по 50 копеек деноминированными. Даже не спросив у меня справку с места работы.

В коммунистическую партию – через турфирму!

Вишенкой на торте оказалась Коммунистическая партия Беларуси. У меня спросили про район прописки в Минске и отправили к секретарю районного комитета, дав его личный номер мобильного телефона. Начинался этот номер на «шестерки», что наводило меня на мысль, что он был подключен к сотовому оператору в те времена, когда я пешком под стол ходила.

Оказалось, вступить в коммунистическую партию не так просто. Во-первых, требуются две рекомендации от уже состоящих в партии коммунистов, которые меня знают. Так по Уставу положено. Когда я ойкнула: «А что же делать, если их нет?», над моим чистым пионерским голосом сжалились и пригласили придти на беседу. «Иногда приходят люди, которые совсем ничего не знают. Зачем? Чтобы подорвать наши ряды!» – сказал секретарь райкома. По его словам, те же члены БНФ часто хотят внести разногласие в ряды адептов марксизма. «Политборьба – она такая. За два года в партию сто человек пришло и сто человек из нее ушло. И, вообще, женщина, это не телефонный разговор!» – закончил беседу партийный секретарь.

Фото: belapan.com

Дальше мне полагалось приехать на явочную квартиру с 11.00 до 17.00 про адресу: проспект Независимости, 44/172. Найти между окон на первом этаже незаметную бирочку с надписью «Коммунистическая партия Беларуси», а также – железную кнопку домофона туристического агенства, расположенного в том же подъезде. Представители турфирмы откроют дверь, но пройти стоит не к ним налево, а направо, к двери с нужной бирочкой. Раньше у коммунистов был свой звонок, пластмассовый, но его сорвали бомжи. С тех пор дружественное турагенство открывает дверь и их посетителям (видимо, надеются, что коммунисты купят тур в Цюрих, по ленинским местам).

Можно ли жить общественной жизнью без партий

Откровенно говоря, редакционное задание я полностью провалила. Совершенно не поняла, для чего, собственно, нужны в этой стране политические партии, если они не имеют реального веса? Эдакий абсурдный эрзац, если присмотреться. Чтобы не сесть в лужу, решила расспросить своего приятеля, председателя Совета МОО «Молодежная Инициатива» Дениса Кольгу. Он выдвигается независимым кандидатом в депутаты Палаты представителей по тому же Сеницкому округу, что и Илья Добротвор. «Лет шесть назад я действительно был членом одной из белорусских партий. Но то, чем я занимаюсь сейчас – лично мною разработанная платформа, никакого отношения к программам от партий не имеющая. Так что положение у меня выигрышное – могу вести диалог и с партиями, в том числе оппозиционными, и с органами власти», – говорит Денис. По его словам, для того, чтобы что-то делать, надо иметь наработки и мозги, а не партбилет.

«Я являюсь основателем Minsk Global Shapers Hub (организация, напрямую работающая со Всемирным Экономическим Форумом – прим. KYKY). В январе 2016-го был первым за 24 года официальным представителем Беларуси, принявшим участие во Всемирном Экономическом Форуме в Давосе. Моим предшественником в прошлом столетии был Станислав Шушкевич.

Я туда ехал не селфи с премьер-министром Канады Джастином Трюдо делать, а оценить, что может способствовать привлечению иностранных инвестиций в Беларусь.

Конечно, на меня смотрели там как на диковинку: Беларусь? Ух ты! Давайте наладим контакты!» – рассказывает Денис о своих персональных достижениях.

«Реформы, которые можно и нужно продвигать, лежат на поверхности. Ведь увеличить госдоходы достаточно легко, прими мы, например, закон о легализации доходов фрилансеров. Или прекратив дотирование неэффектных общественных организаций. Улучшить бизнес-климат можно снижением стоимости кредитования для бизнеса, уменьшив частоту проверок госструктурами. А для продвижения Беларуси на международной арене нужно активно работать по налаженным связям с международными и финансовыми организациями, такими как ВЭФ, МВФ, Совет Европы, Всемирный Банк. И верить в себя, а не в чьи-то программы и обещания!»

Кстати, депутаты, выдвинутые от Коммунистической партии Беларуси, если интересно, все пройдут в Парламент – они всегда проходят, почему-то – сказал мне на прощание Денис Кольга.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Декретная» мама не может поступить в университет, потому что… у неё нет работы!

Боль • Павел Свердлов

30-летняя мама Анастасия Рыженкова этим летом хотела поступить на платную «заочку» в БГУ. Оказалось, что для этого ей нужно найти работу. Любую — «пусть даже техничкой». А всё из-за странного парадокса в правилах приёма: безработный, которому нужна новая специальность, не может поступить на платную «заочку», потому что… у него нет работы!