«Обычно спецподразделения занимаются терроризмом, а у нас к этому равняют ЛГБТ». Всё о рейдах на закрытых вечеринках гомосексуалов

Боль • Павел Рогозин
В два минских клуба на выходных нагрянула проверка силовиков, которые устроили перепись посетителей и некоторых увезли с собой в РУВД. KYKY узнал у очевидцев, что там происходило, зачем милиция устроила этот рейд и когда ЛГБТ-сообщество сможет спокойно проводить хотя бы закрытые вечеринки.

«Рейд явно был целеноправленным». Что случилось в клубах «Бурлеск» и «Каста Дива»

В ночь с 20 на 21 октября команда из десятка ОМОНовцев в черных масках с оружием, нескольких человек в штатском из отдела наркоторговли и ОБЭП зашли в клуб «Бурлеск», где шумела закрытая ЛГБТ-вечеринка. После внезапного визита клуб закрыли для посетителей и начали всех выгонять. В 2:30 ночи тот же состав приехал в клуб «Каста Дива», тоже популярный среди представителей ЛГБТ. Там вход не закрывали, полностью проверили бар и начали перепись посетителей. Несколько человек увезли в РУВД, и никто из них в заведение не вернулся. В 3:30 в клубе уже не было никого: ни ОМОНа, ни посетителей.

По словам Ирины (имя изменено), которая стала свидетелем происходящего, правоохранительные органы не только переписали всех людей, находящихся в клубе: «Они читали накладные на алкоголь, половину алкоголя вынесли. Девушек не трогали, а парней всех приперли к стенке. Никого не били. У всех проверили документы – искали несовершеннолетних. Увезли в РУВД примерно трех-четырех парней. После этого мы поехали в «Каста Диву», но и туда минут через семь приехал ОМОН, действовали они по тому же сценарию. Задержали такое же количество человек – в основном, тех, кто слишком сильно возмущался, что они не имеют права так поступать. Не секрет, что Госнаркоконтроль в курсе всех ЛГБТ-событий, они держат на контроле все тематические группы в социальных сетях. Иногда, чтобы припугнуть самых активных, вызывают к себе и могут составить протокол по административке. Мне кажется, к концу месяца им просто нужно было выполнить план, вот и нашли крайних. Выглядело все, будто они искали то, чего не могут найти, чтобы что-нибудь на кого-нибудь повесить».

Фото: Лорен Силберман

Второй свидетель рейда Максим (имя тоже изменено) тоже растерянно признался, что раньше с таким не сталкивался: «Не знаю даже, что это было. Никогда не встречался с подобным в обычных клубах. На баре пересчитывали кассу, вынесли много алкоголя, искали несовершеннолетних. Наркотики не искали, по крайней мере, карманы никто не выкручивал. Переписали данные всех посетителей – будто нас хотели запугать эдакие силовики с оружием и масками. Слышал много раз истории, как наркоконтроль вызывал к себе активистов из ЛГБТ-сообществ и проводил с ними некорректные беседы. Могли пригрозить какой-нибудь статьей. Давили тем, что пропаганда гомосексуальных отношений в Беларуси запрещена. Что стоит сидеть тихо, и никто никого не тронет. Мне кажется, что ОМОН приехал, потому что в последнее время все чаще тема ЛГБТ поднимается. Но ведь усилия МВД тщетны и не несут никакого смысла. Зато создается видимость, что вся страна борется за «духовные скрепы». Конечно, страх присутствует. Страх перед прессингом, страх перед гомофобией и страх быть отбросом общества».

Один из работников гей-клуба уверен, что пока «сверху» есть гомофобы, таким рейдам удивляться не стоит: «Рейд явно был целеноправленным. Я возмущен брутальностью силовиков. Не стоит этого делать с оружием – можно ведь это сделать намного мягче. Правозащитники, которые пытались что-то изменить в РБ, уехали в Европу и сейчас по ту сторону экрана возмущаются тем, что мы не боремся за свои права. Как это можно сделать, если, как только начинается активность со стороны ЛГБТ, начинается и штурм со стороны силовиков. Поймите, я достаточно давно в этой сфере и смирился с тем, что наркоконтроль проверяет и держит начеку все ЛГБТ-движение. Даже если какое-то СМИ пишет об однополых отношениях, наркоконтроль тут же обращает на это внимание. Меня самого часто туда вызывали, показывали фотографии каких-то людей, спрашивали, знаю ли я их.

Пора смириться с тем, что у нас гомофобное государство, что страна у нас не толерантная. Пока это есть, нужно воспринимать это как данность и сидеть тихо.

Фото: Алеся Белецкая

Говорят, против геев в Беларуси действует спецподразделение. Обычно спецподразделения занимаются наркотиками, терроризмом и другими страшными вещами, а в РБ к этим страшным вещам равняют ЛГБТ, о чем вообще может идти речь. В реалиях РБ невозможно добиться толерантности, пока в вышке сидят люди, которые против гомосексуалов. Эти люди могут просто выразить свое гомофобное мнение, а силовики воспринимают это как призыв к действию. Стоит радоваться тому, что 20-летние ребята уже не агрессивны и на ЛГБТ смотрят с улыбкой. Вот они смогут продвигать толерантность, но сейчас остается смириться с тем, что есть. Если не устраивает, то лучше уехать в Европу».

«Наши дети подвергаются опасности быть вовлеченными в эти оргии». Регулярная проверка или письменная жалоба гомофобных родителей

Милиция прокомментировала ситуацию с рейдом так: «Сотрудники столичной милиции (подразделения по наркоконтролю, по борьбе с экономическими преступлениями, а также инспекции по делам несовершеннолетних) в ходе своей служебной деятельности регулярно проводят отработку мест массового отдыха молодежи с целью выявления преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, алкогольной продукции. Также такие мероприятия направлены на выявление в ночных заведениях несовершеннолетних лиц, — говорит пресс-служба ГУВД. — В ночь с 20 по 21 октября был проведен подобный рейд в двух ночных клубах Минска. В результате сотрудниками подразделений по борьбе с экономическими преступлениями из незаконного оборота изъято 111 бутылок алкоголя (более 60 литров), не имеющих документов, подтверждающих легальность приобретения. В отношении 17–летнего посетителя одного из ночных заведений составлен административный протокол по части 1 статьи 17.3 («Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения») КоАП Республики Беларусь».

Но после появления в сети фотографии заявления от возмущенных родителей студентов, которые живут в общежитиях БГУ – по соседству с клубом «Бурлеск» возникают вопросы о причине рейдов в эти клубы.

В заявлении, адресованном управляющему делами президента, ректору БГУ и начальнику ГУВД Мингорисполкома родители настойчиво просят закрыть клуб, где проходят ЛГБТ-вечеринки. Цитируем: «Мы, родители студентов, проживающих в общежитиях БГУ и расположенных по ул. Октябрьская, в районе концертного зала «Минск», обращаемся к вам с просьбой о помощи. В концертном зале «Минск» <…> расположен клуб для людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией «Бурлеск». По выходным дням там проходят бурные вечеринки для геев и лесбиянок, которые приглашают всех желающих на эти вечеринки.

Мы обеспокоены, что наши дети регулярно подвергаются опасности быть вовлеченными в эти оргии.

Наши дети воспитаны в совсем иной культуре, все они из небольших городов нашей страны и не имели понятия о таких заведениях! Мы воспитываем детей в лучших традициях нашей страны и не потерпим вовлечение наших детей в чужую им среду! Такие заведения не должны располагаться в центре города! Молодые люди и девушки, проживающие в общежитиях на ул. Октябрьская, могут попасть в это заведение абсолютно беспрепятственно! В возрасте 18 лет простое любопытство может обернуться трагедией для будущего наших детей!

Уважаемые господа! Вы, как родители своих детей, просто должны понять нас и принять меры по закрытию этого заведения! Это просто крик о помощи обеспокоенных родителей!

Наш президент, Александр Григорьевич Лукашенко, всегда с трепетом относится к воспитанию будущего поколения. Мы воспитали наших детей трудолюбивыми и целеустремленными гражданами нашей страны! Хотим, чтобы они стали опорой нашего государства, создали полноценные семьи и вырастили своих детей. Поэтому не хотим, чтобы наши дети стали одними из посетителей этого клуба под названием «Бурлеск», фотографии с афишей их вечеринок мы прикладываем! Вот такие, однополые семьи призывают создавать руководители и покровители этого заведения! Неужели деньги за аренду помещения для концертного зала важнее будущего молодых граждан Беларуси!»

Почему молчат даже правозащитники

Тему гомофобии и дискриминации в Беларуси пока поднимают редко, а мнения самих представителей ЛГБТ все еще очень разнятся с официальной политикой по отношению к ним. Получается, что общество натыкается на замкнутый круг. Рассказывать свои истории герои готовы только анонимно, из-за этого их легко выдать за фантазии редакции. Сами же представители ЛГБТ – подростки, взрослые люди, однополые пары – в случае столкновения с гомофобией не обращаются за помощью в правозащитные центры. Активисты, которые занимаются этой проблемой, называют конкретные тому причины: «1. У людей есть страх осуждения, потому что они «не такие, как все», 2. Часто на подсознательном уровне люди-гомосексуалы винят себя в этом, и, сталкиваясь с гомофобной ситуацией, воспринимают ее как наказание, которого они заслужили. Им проще еще больше закрыться, чем обратиться за помощью, 3. В случае с подростками все еще печальнее. В Беларуси слишком мало профессиональной психологической помощи. В период полового созревания подросток остается один на один со своими переживаниями. Он чувствует, что у ним все не так, как у гетеросексуальных подростков. Своими переживаниями ему страшно поделиться с родителями. И от школы психологической помощи в большинстве случаев он тоже не может получить, так как в РБ нет психологов, базирующих именно в сфере ЛГБТ».

Фото: Молли Ландрет

В Беларуси работает несколько организаций и инициатив, к которым можно обратиться за помощью в случае дискриминации по сексуальной ориентации или гендерной идентичности. Это «Community Centre» – центр поддержки ЛГБТК+ людей и их близких. В основном там оказывают психологическую и юридическую помощь. Есть и инициативная группа «Идентичность и право» – она работает с преступлениями на почве ненависти и может дать краткосрочное убежище в кризисной ситуации. Правозащитный центр «Вясна» тоже старается оказывать правозащитную поддержку и объяснить, что ЛГБТ-сообщество и правозащитники не пропагандируют гомосексуальность, а просто борются за право быть принятыми в обществе и за право быть собой. Чтобы никому не приходилось скрываться и попадать под переписи в ночных клубах на закрытых вечеринках.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Это не наша работа». Как заставить государство выплатить страховку маме, упавшей с эскалатора в метро

Боль • Ольга Родионова

Только настойчивость поможет узнать правду и получить компенсацию — такой вывод сделала наш журналист Ольга Родионова, пройдя бюрократическую мясорубку, отстаивая закрепленные законодательством права своей матери, которая упала с эскалатора в метро. Конкретным кейсом она делится с читателями.