«СССР 2.0», где о тебе заботится даже ГАИ. Украинцы говорят о Минске

Места • Ксенія Тарасевіч
Для беларусов Украина в последнее время стала новой меккой – проводить выходные в Киеве или Львове считается как минимум хорошим тоном. Только вот обратного потока туриста пока не видно. KYKY поговорил с несколькими украинцами и узнал, что большинство из них Минск и Беларусь любят, но жить здесь не хотят. Почему – читайте ниже.

Любовь Колдина, 29 лет. Родилась в Донецке, живет в Виннице. «Для нас беларуское ГАИ застопило женщину на границе, чтобы мы не шли по автостраде»

«Минск – это «другой» город, и он мне нравится. Каким он был еще года три назад и какой он сейчас – это не то что небо и земля, но действительно удивляет. Когда я первый раз была тут в 2009 году, попала на майские праздники. Это было что-то типа: «О, смотрите какой советский парад на 9 мая!» Тогда Минск был большим и чистым, но советским городом. У вас появляются новые бары, новые арт-пространства. Года три назад приезжаешь, и у тебя есть выбор: сходить в ДК, галерею «Ў» и вроде всё. А в 2015 году понеслось: начало проходить много всего в «Арт-сядзібе», открывались разные пространства и бары. Но цены в них намного хуже украинских.

В Минске я люблю пить кофе в «Зерно» и Sorso di Espresso. Если чего покрепче, то выбираюсь в «Центральный» и на Зыбицкую. В «Дэпо» можно зайти блинов поесть. Перекусить – в UltraBar, «Лаўка». И, конечно же, «Тры жаўнеры».

Если сравнивать Минск с Киевом, то в Минске чище, тут нет всяких ларьков, на остановках везде есть расписание. В Киеве где-то поставили электронное табло, где-то нет, а где-то расписание на остановке вообще сожгли. Киев в плане транспорта намного более запутанный. В Минске метро работает до часу ночи, а в Киеве – до полуночи. У нас центр намного больше, а в Минске ты идешь по проспекту Независимости, можно сделать шаг вправо-шаг влево, сходить на Немигу – и ты уже все обгулял.

Я бы сказала, что Минск очень приятно навещать, но там не хочется жить. Он такой чистый, просторный. Как к родителям приехать в детство – тебя все вокруг любят. А в Киеве интереснее, там намного больше движа. Чтобы беларус тебя реально полюбил, его нужно сначала потыкать, извлечь из его маленькой душевной норки и тогда он тебе скажет: «О, ну ты украинец, о тебе надо позаботиться».

HTML

Иногда беларусы о тебе заботятся даже против твоего желания. Мы однажды ехали автостопом из Вильнюса в Минск, так для нас беларуское ГАИ сначала застопило женщину на границе, чтоб мы не шли по автостраде, а потом она принципиально хотела завести нас на вокзал в Ошмянах, чтобы мы не ехали дальше автостопом. Вот как беларусы любят украинцев».

Владимир Олейник, 62 года. Киев. «Для меня и моих друзей Минск – как хорошо отполированный Советский Союз»

«Я работаю в проекте фонда Фридриха Науманна, это немецкий либеральный фонд. В Киеве работает представительство одновременно для Украины и Беларуси. Поэтому по рабочим вопросам на протяжении последних 7-8 лет я часто езжу в Беларусь. В среднем по 2-3 раза в год. Я бы описал Минск как «СССР 2.0». Это то, о чем когда-то мечтали в Советском Союзе – очень чистый и красивый город. Вдобавок из-за современной беларуской политики действительно чувствуется много параллелей с СССР. Я и мои друзья воспринимаем Минск как хорошо отполированный Советский союз.

Украинцев и беларусов отличает бОльшая сдержанность последних. Вы не говорите на политические темы. У нас наоборот – все политизировано и свободно. У украинцев более средиземноморский характер, а у беларусов – нордическо-балтийский.

Лет пять назад мы приехали в Минск на День города. Когда в Киеве день города – все стоят на ушах. Мы решили посмотреть, как минчане проводят День города. Приехали в центр, на проспект Независимости, а там можно в футбол играть. Было еще светло, часов восемь, а никого уже не было.

Или вот например, лето, жара, гостиница «Виктория» – там рядом зеленый газон с водоемом. И никого нет!

У нас в Киеве, если где-то летом есть водоем, то вокруг сразу много машин и людей. Мне говорили, что в Беларуси не так, а есть специальные места для купания. И если ты начал купаться где-то без специального разрешения, то тут же приезжает милиция.

Я помню, как лет восемь назад в минском аэропорту было вообще пусто – 12 рейсов в день. Моя коллега хотела перекусить, так там только небритая курица лежала, пришлось шоколадку брать. Когда я первый раз приехал, в McDonalds на проспекте Независимости стояла очередь. Сейчас там полно мест, куда можно сходить – выбирай, что хочешь.

HTML

Зато у вас очень чисто. Маленький старый кусочек города в центре тоже очень ухоженный. Пару лет назад мы были на площади перед Дворцом республики, со мной были молодые люди по 22-25 лет, и они решили сфотографироваться в прыжке, как сейчас модно.

Два раза подпрыгнули неудачно, хотели третий, но уже не успели – пришел ОМОН.

Из тех беларусов, с кем мы сотрудничали, все очень хорошо относились к украинцам. По их статистике, я так понял, что все делают большую разницу между украинцами как народом и государством. Я где-то слышал, что в современном конфликте около 60% больше поддерживают Москву, чем Украину. А если не принимать во внимание политику, то украинцы, конечно, близки беларусам.

Я бы добровольно не переехал в Минск. Когда я приезжал по работе и мне надо было с кем-то поговорить, люди боялись делать это в гостиницах. Выходили в парк и там говорили. Так у нас было в советское время. Мы уже отвыкли, и если бы мне пришлось жить, вот так себя сдерживая, мне было бы некомфортно. Или опасно».

Тимур Салахутдинов, 27 лет. Родился в Донецке, живёт в Гдыне. «В «Центральном» можно бок о бок с незнакомцем поесть, выпить и даже поговорить»

«Сам город меня очень впечатлил. До Минска я, наверное, нигде не видел такой монументальной архитектуры: широченных проспектов, огражденных высоченными фасадами длинных зданий. У меня нет аллергии на советскость, поэтому от Минска остались только положительные впечатления. Но когда ты турист, почти все города воспринимаются положительно – это всегда что-то новое, потому и привлекательное.

Вспоминая мои впечатления от той давней поездки, я бы сказал, что разницы между украинцами (дончанами) и минчанами я не заметил. Если она и была, то минимальная. Нужно понимать, что и контакт с минчанами у нас был неглубоким и состоял в мини-диалогах типа «как пройти на площадь Ленина?». В той поездке логистические и организационные моменты были обязанностью моих друзей, и я даже не вникал и не старался ориентироваться в городе.

Единственное занятие, которое подпадало под понятие «тусовка», – это катание на коньках вокруг елки. А, и еще гастроном в центре (Тимур имеет ввиду «Центральный» – Прим. KYKY). Там мы перекусывали и выпивали. И первое, и второе было очень весело. Так что в Минске было весело тусоваться.

HTML

Я абсолютно не чувствовал себя здесь чужим. Опять же подкупал «Центральный», в котором можно бок о бок с незнакомцем поесть, выпить и даже поговорить».

Анна Герлянд, 19 лет. Львов. «Минск показался мне больше деловым, чем гостеприимным»

«Минск – город интересный. Чистый, удобный. В нём с лёгкостью ориентируешься, даже если прежде здесь не был. Особой ментальной разницы между беларусами и украинцами я не заметила. Хотя беларусы более осторожные в высказываниях, не такие резкие в замечаниях. Как филолог, не могу не отметить вопрос языка – на улицах Минска чаще слышала русский, и это печалит. А вот вопрос с тусовками для меня немного трудный, ведь я и во Львове не так часто куда-то выбираюсь. Вероятно, в Минске есть популярные места для отдыха, но я для себя их не отметила.

Не знаю, как на счёт остаться жить, но в качестве туриста я бы посетила Минск ещё не раз. Если сравнивать Львов и Минск, то первый больше направлен на туриста. И не только за счёт множества кафе, ресторанов, клубов, а благодаря высокой концентрации музеев, театров, храмов. Визуально Львов привлекательней, как ни крути. В то же время Минск очень напоминает мне мой родной город – Южноукраинск, это в Николаевской области. В нём любую нужную улицу можно найти без затруднений. Во Львове придётся постараться и попетлять по куче маленьких улочек. Да и советская застройка Минска мне больше напомнила родной город, чем Львов.

Насчёт атмосферы – какой-то особенной в Минске нет. Не знаю, как описать правильно, но он показался мне больше деловым, чем гостеприимным. В Минске я была на Дне города. Он был стандартный, зато фейерверк красивый. Еще заходили в Центральный – совок жив!»

Антон Дудко, 25 лет. Родился в Киеве, сейчас путешествует по миру. «Калi пачаў размову з кіроўцамі па-беларуску, яны спыталі: «Ты што, паляк?»

«Я раней часта бываў у Менску: па некалькі разоў у год з 2010 па 2017-ты. З Менскам у мяне звязана шмат прыемных успамінаў. Кожны прыезд у горад быў для мяне нейкім асаблівым момантам. Першы раз, калі прыехаў у Беларусь і ў Менск, карыстаўся каўчсёрфінгам. Маім хостам быў хлопец Саша, якога я ў наступныя візіты ўжо не змог адшукаць на сайце, каб яшчэ раз падзякаваць яму. Шмат знаёмстваў яшчэ з самых першых візітаў прывялі да доўгіх жыцьцёвых гісторый.

У Менска ёсьць некалькі твараў. Як сьпявалі NRM, «Менск і Мінск – дзьве паловы сталічнай душы». Кожны можа знайсьці тут для сябе нешта сваё. Ня буду пісаць, як і большасьць, пра тое, як тут чыста і ахайна, проста скажу што Менск – вельмі цікавы горад з шматлікімі сакрэтамі, і тут ёсьць твары, якія мне падабаюцца. У мяне нават была ідэя пажыць у Менску даўжэй, але яна не рэалізавалася. Як будуць разьвівацца мае далейшыя адносіны з гэтым горадам, мне пакуль невядома.

Тут людзі заўсёды цікавяцца Украінай, распавядаюць пра сваіх сваякоў там, нярэдка абмяркоўваюць палітыку. У агульным ад маіх менскіх сустрэч застаецца па большай частцы вельмі прыемныя ўражаньні.

Фото: palasatka

Аднаго разу, калі ехаў аўтаспынам і пачаў размову з кіроўцамі па-беларуску, яны здзіўлена спыталі: «Ты што, паляк?» Гэтыя сітуацыі з беларускай мовай, канешне, адрозніваюць Беларусь ад суседскіх краінаў. Яшчэ зазначу большую павагу да правілаў, парадку. Толькi не ведаю, ці спадабаюцца самім беларусам гэтыя характарыстыкі…

З арыентаваннем у Менску ніколі не было праблем, пасьля першых паездак я ўжо добра памятаў асноўныя пункты, раёны і нават памятаю некаторыя маршруты аўтобусаў і станцыі метро. Дапамаглі сябры, мапы, шыльды, з людзьмі можна лёгка паразумецца. Праўда, адзін раз мы спрабавалі трапіць па адрасе праз мапу maps.me і ў выніку гадзіну блукалі па вуліцах Уручча: вуліца была на гэтай мапе індэксавана не на сваім месцы. Дарэчы, ў Менску вельмі добра пытацца пра дарогу на вуліцы – большасьць дапамагаюць і кажуць правільна.

У Менску у мяне заўсёды атрымоўвалася насычаная культурная праграма: і шпацыры, і канцэрты, і тэатр, і нават хакей.

Галоўнае – мець добрую кампанію. Сапраўды, з маімі беларускімі сябрамі мы заўсёды знаходзілі ідэі для тусовак. Мясцовыя клубы я практычна не ведаю, і шмат месцаў, якія я ведаў, зьмяніліся, але на шчасьце ў нас ёсьць цудоўныя гайды, якія падкажуць усё, што патрэбна.

Праз практычна пастаянныя перамяшчэньні я пачаў адчуваць сябе паўсюль чужым, але і часам паўсюль — сваім. У Менску гэтае адчуваньне ўсё-ж такі бліжэй да свайго, чым да чужога. А любімае маё месца ў Менску такое ж, як і ў Кіеве — чыгуначны вакзал».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

ТЦ возле гостиницы «Беларусь». Что не так со стройкой, которая нарушает аж пять законов

Места • Денис Кобрусев

С одной стороны, кажется, что испортить место, где находится Дом Москвы и гостиница Беларусь, невозможно. Но город узаконил там еще одну стройку, которую по-хорошему нужно было запретить в самом начале. Там хотят отстроить кинотеатр, ресторан с танцполом, бильярд, поздемный паркинг – и это ещё не всё, что попадет в этот ТЦ. Активист проекта «Город для горожан» Денис Кобрусев объясняет, какие законы нарушает эта стройка.