«Думаю, жена поймет». Интервью с первым бренд-амбассадором Беларуси Антоном Мартоплясом

Проекты • Мария Войтович
19 декабря в Prime Hall прошёл финал конкурса бартендеров «Бульбашъ. Амбасадар брэнда», в котором приняли участие профессионалы со всей страны. Победителем стал Антон Мартопляс («BarDuck», город Минск). KYKY встретился с первым бренд-амбассадором Беларуси, который рассказал, чем амбассадор должен отличаться от простого человека и как обернется его новая миссия для всех нас.

Амбассадор алкогольного бренда, который смотрит артхаус и слушает Brutto

KYKY: Почему для тебя было так важно принять участие в данном конкурсе? Можешь поделиться впечатлениями?

Антон: Мне всегда хотелось стать амбассадором. Многие мечтают работать с зарубежными брендами, но, по-моему, представлять именно свой, национальный бренд еще интереснее. Тем более, в Беларуси хватает качественных продуктов, но о них почти никто, к сожалению, не знает. «Бульбашъ» объявил конкурс – я решил принять в нем участие. Не последней, конечно же, оказалась мотивация денежного приза: за первое место – четыре тысячи беларуских рублей! Наконец отремонтирую квартиру.

Конкурс проходил в несколько этапов – выбрать амбассадора бренда на основании одного тура невозможно. Например, бармен может готовить удивительно вкусные коктейли, но при этом совсем не умеет общаться с людьми. Сначала мы все писали тест с вопросами о продукте. Потом те, кто его успешно прошел, проходили собеседование с представителями бренда. Стандартные вопросы: «Что вас заставило принять участие в конкурсе?», «Ваша мотивация», «Как вы видите продукт?». Еще нужно было сделать презентацию «Бульбашъ» – предложить его гостю в какой-то необычной форме. Вы, наверное, знаете, что употребление некоторых напитков в барах сопровождается своими «кричалками». Я решил, что слово «бульбаш» уже само по себе является отличной «кричалкой». Вышло так: на «буль» ты бросаешь клюкву в сахаре в рюмку, на «баш» – можно чокаться. Конечно, у меня были и другие идеи – с хреном, салом, солью, но поскольку наш бренд позиционирует себя в том числе, как клубный напиток, я представил себе дам, которые будут закусывать его хреном или чесночком, и решил, что надо выбрать что-то подходящее всем.

Во время основного конкурса надо было приготовить коктейль за пять минут, рассказать про него и про себя. Требований к коктейлю особых не было, главное – добавить в него «Бульбашъ» и сделать все качественно. Я решил не заморачиваться: приготовил коктейль с укропом, кленовым сиропом, лимонным соком, добавил чуть-чуть хрена. Напиток понравился, как и его презентация (организаторы смотрели на то, как участники умеют общаться, ведут себя на публике).

К слову, в саму барную индустрию я попал 15 лет назад – меня тогда очень впечатлил флейринг (жонглирование бутылками). Увлекся сам – и понеслось: все-таки тогда я был сильно моложе, всюду выступал. Потом конкурсы почти прекратились – период с 2006 по 2011 год вспоминаю как время творческого застоя. У меня появилась семья, я работал в клубе: пришел, поработал, ушел. Рутина. Даже подумывал уйти из бара, но в какой-то момент понял, что нельзя останавливаться, надо расти дальше. Поехал на какой-то семинар в Москву и очень удивился: я почти уже десять лет работал за стойкой, а ребята, которые были сильно младше меня, знали значительно больше. Меня это внутренне задело. Многие опускают руки и уходят из профессии, но я решил, что буду учиться. Вдобавок, конкурс – всегда выход из зоны комфорта. Хотя я, на самом деле, очень ленивый человек.

KYKY: В Беларуси «амбассадор бренда» – совершенно новый тренд. Расскажи подробно, что собой представляет эта миссия? Зачем она вообще нужна?

Антон: Амбассадор бренда – человек, который представляет бренд либо компанию внутри страны, либо за рубежом. Это работает так: покупатель видит продукт, и у него тут же возникает в представлении лицо того, кто его представляет – как «Mr.Proper» и лысый мужчина в рекламе. Бренд-амбассадоры работают во многих странах. Очень крутой бренд-амбассадор у Jim Beam'a и Maker's Mark'а Максим Широков, например. Это очень интересный усатый молодой человек. Еще был известный амбассадор JAMESON Сергей Омельяненко (уже, к сожалению, не работает). Вот эти ребята своей харизмой просто затмевают все вокруг. Вообще, это все придумали, чтобы нести образовательную миссию продукта. Вдобавок в условиях запрета открытой рекламы алкоголя харизматичные и медийные бренд-амбассадоры могут рассказывать о продукции, а параллельно представляют страну ее производства. Например, Сергей Омельяненко рассказывал всем об Ирландии, о ритуалах в этой стране, истории напитка. Макс Широков – вообще сумасшедший: он умудряется превращать презентацию своего продукта в погружение в атмосферу того или иного времени. В Москве стенд Maker's Mark'а он превратил в кабинет детектива. Люди приходили, рассаживались по местам, слушали его рассказы – по сути, становились свидетелями подведения итогов расследования начала 19-го – конца 20-го века. Я посещаю много семинаров и воркшопов и вижу: сейчас людям неинтересно слушать сухую информацию о продукции – нужен другой подход. Возможно, игровой. Вдобавок, заметил, что многим хочется получать подарки во время презентаций. Проверено: стоит от них отказаться, как довольно весомая часть аудитории откалывается. Правда, и подарки должны быть полезные. Я надеюсь, что эти наблюдения помогут мне раскрыться в миссии бренд-амбассадора и кого-то удивить. Тем более, что у «Бальбашъ» мощности хватает – в команде работают хорошие маркетологи.

KYKY: Важно ли быть в твоей профессии эрудированным? Давай поговорим о вкусах: что ты читаешь, слушаешь, смотришь?

Антон: Да, быть эрудированным обязательно. Но, конечно, нельзя знать все. Если развиваться в моем направлении, очень важно ориентироваться во всем хотя бы по чуть-чуть, чтобы было можно поддержать разговор на любую тему. Конечно, тяжело говорить об искусстве или литературе, если ты особо в этом не разбираешься. Слушаю все подряд, читаю – тоже. В последнее время, правда, отдаю предпочтение профессиональной литературе. Очень нравятся мотивирующие книги, люблю читать биографии успешных людей. В плане кино – в последнее время отдаю предпочтение артхаусу. Люблю французские и итальянские фильмы. Немецкие – не очень, там может быть много черни. Голливуд предсказуем: зализанные картинки, спецэффекты. Нужно быть любителем таких вещей и ходить в кинотеатры на каких-то определенных героев, а в нашей семье таких любителей нет. В музыке люблю и рэп, и классику. В моем тренировочном плеере – вообще все подряд: и «Нейро Дюбель» и «Брутто» – список длинный.

«У владельцев баров до сих пор сохранились «понятия», как вести бизнес»

KYKY: Ты любишь путешествовать? В каких странах бывал? Ходил ли ты там по барам и что видел?

Антон: Очень люблю, но не всегда могу выкроить для путешествий время. Пожалуй, конкурсы – одна из немногих возможностей вырываться. Выигрывая их или попадая в топы, бармены могут перемещаться по миру за счет организаторов – это здорово. За полтора года я побывал в Чехии, Испании, Германии, России, Украине, в Казахстан пригласили. В Чехии, кстати, посетил завод Becherovka.

Если я поеду в ту или иную страну сам, то, скорее всего, не буду ходить по барам – это дорого. Эти деньги я могу вложить в посещение музея, зоопарка и так далее. Во время конкурсных программ бары посещаем. Конечно, пить напиток в стране, где его придумали, круче, чем пробовать его в другом месте. Многое решает атмосфера. В Берлине бросалось в глаза, как люди любят свою работу и гордятся тем, что делают. Там можно отправиться выпить в бар – и нечаянно попасть на настоящее цирковое шоу. Я ни разу не видел у барменов кривых лиц. Всегда улыбка, позитив, пожалуйста. Это исключительные ребята. Трудно представить, как бы я себя чувствовал, один за другим готовя сложные по рецептуре коктейли такому количеству гостей. Сохранять нормальное расположение духа при этом очень непросто. За границей бармены относятся ко всему, что происходит в их заведениях, как к своему. Многие бармены там являются владельцами или совладельцами бизнеса. Мне кажется, когда бармены начнут относиться к бизнесу, как к своему делу, у нас все изменится – в том числе, и сервис.

KYKY: Любишь ли ты ездить по Беларуси? Как думаешь, чего нам не хватает, чтобы о нас заговорили, как о стране с высоким сервисом в сфере барной индустрии?

Антон: По Беларуси, к сожалению, езжу очень мало, но надеюсь, что, работая в команде «Бульбашъ», закрою и этот гештальт. Пока был только в областных центрах. Очень понравился Брест. Мечтаю вернуться туда как-нибудь весной, когда будет тепло. Очень уж хорошо гулять там по их центральной улице, люди классные. Пожалуй, пока это мой любимый город в нашей стране. Сложно сказать, почему. Может быть, совпали атмосфера, люди, погода. Просто не хотелось уходить с улицы. По Беларуси я езжу тоже по конкурсам, поэтому первое место, куда прихожу, – бар. Если говорить о развитии барной индустрии в нашей стране, то Минск пока впереди. В других городах рестораторы не всегда хотят перешагивать через свои устои и предрассудки. Мне кажется, были бы владельцами сами бармены, мы бы развивались значительно быстрее. А так еще сохранились «понятия», как вести бизнес. Я знаю, что даже в России в бар часто нанимают профессионала, но потом все равно диктуют, как он должен работать. Владелец бизнеса в любом случае оказывается самым умным. Могу сказать одно: когда в баре работают люди, которые сами его открывали, заведение оказывается самым уютным и атмосферным, как например, бар «Хулиган». Оттуда реально не хочется уходить. И дело даже не в напитках, которые там готовят, – у нас хватает заведений, где это умеют делать хорошо. Просто там душевно. Кстати, для того, чтобы гостю было уютно, совсем не обязательно впихивать в одно место и караоке, дорогущую мебель и прочее.

«Я буду отмечать Новый год на работе – практически, как обычно»

KYKY: И вот ты победил. Как теперь изменится твоя жизнь? Как будешь представлять наш бренд?

Антон: Я очень рад, но еще до конца не осознал, что произошло (смеется). Во мне ничего не изменилось. Какой я есть, такой же и остался, и останусь. У некоторых людей после подобных побед появляется на голове корона. Беларусам это не особо свойственно. Я знаю, что сама жизнь теперь изменится сильно. Мне предстоит большая работа и с маркетологами, и с технологами. Надо многое узнать об истории производства, очень хорошо ориентироваться в истории своей страны. Скорее всего, начнутся командировки. Думаю, моя жена поймет. Большой плюс, что Беларусь – не такая большая страна. Быть амбассадором бренда тут удобно. В России, например, чтобы приехать в какой-то далекий город, нужно преодолеть несколько тысяч километров. А здесь можно уехать утром и в тот же день вернуться. Понимаешь, мне хотелось бы оставить какой-то след после себя. Тренд бренд-амбассадоров в Беларуси абсолютно новый. Кто знает, возможно, мне удастся привнести в эту миссию какие-то изменения и потом появится «Система Мартопляса», которая поможет кому-то еще! «Бренд-амбассадор» – это именно работа, я буду представлять «Бульбашъ» как официальное лицо.

Теперь пора думать, что делать. Надо меняться. Я не про имидж. Правда, возможно, добавится что-то из делового стиля. Я уже давно намеревался прикупить пиджачок, но пока тратить деньги было жалко. Но это не главное. Моя цель – по возможности, связать миссию бренд-амбассадора с несением в массы культуры пития. Кстати, мне подарили книгу «Сакатала бочачка. Праўдзівая гісторыя нашых напояў», которую составил историк Алесь Белый. Она об истории приготовления беларуских напитков. У нас очень богатая традициями страна, на самом деле, но многое сегодня забыто и перепутано. Например, оказывается, на территории Беларуси готовили напитки, которые появились даже раньше, чем виски. Может быть, мне удастся возродить эти традиции. Параллельно было бы интересно проводить какие-то встречи с работниками барной индустрии. Бармен практически все свое время проводит на работе, часто ездит по конкурсам или командировкам – все это зачастую приводит к конфликтам в личной жизни. Надо обязательно говорить на эти темы. В нашей семье тоже случаются проблемы, но мы с ними справляемся.


KYKY: Ты везде акцентируешь внимание на своей семье. Как отреагировали дома на твою победу?

У меня красавица жена и трое детей. Две дочки: старшей – 13, средней – 10. Младшему сыну восемь лет. И всем палец в рот не клади. Дома постоянно какая-то движуха. Если тишина, значит что-то не так. Когда мои уезжают на дачу, первые пару дней, вроде отдыхаю, но потом не хватает движения. Я как-то размышлял, смог бы бросить семью ради карьеры, уехать от них, путешествовать, словить момент славы? И понял: а кому это будет нужно? Ну станешь ты, например, супер-богатым. Кому ты все это отдашь? Если заниматься карьерой для признания – это все слишком сиюминутно. Я бы, наверное, не хотел быть супер-популярным. Бедные эти супер-звезды, которым никуда не деться от поклонников. В моей семье все здорово, кроме того, что ремонт мы никак не закончим. Даже дети писали письмо Деду морозу и просили, чтобы у нас закончился ремонт.

Насчет реакции на победу скажу так: семья всегда меня во всем поддерживает. Дети делают какие-то поделки, рисуют плакаты. Как-то на выступлении мне надо было сделать миниатюрную печку для окуривания коктейлей, так мы ее вместе разрисовывали. Я понимаю, что у меня остается на них мало времени, поэтому по возможности пытаюсь вовлекать в процесс. Вай-фай может развести всех по разным комнатам, но ведь хочется побыть вместе. Все заняты, все при деле, все рядом. Кстати, многие идеи для конкурсов мне подсказывают дети. Иногда они нам приходят после просмотра каких-то мультфильмов.

Совмещать мою работу и воспитание детей, на самом деле, трудно. Огромное спасибо своей жене – мамой быть очень тяжело. А мамой и женой бармена – тем более. Её зовут Катя, она все понимает. Сейчас шьет шикарные фартуки, в которых ходят работники многих минских заведений – бренд «Плагiят» назвали, чтобы не цеплялись. К слову, фартук, в котором я выступал во время конкурса от «Бульбашъ», тоже Катя сшила.

KYKY: Как ты собираешься встречать Новый год?

Антон: Я буду отмечать Новый год на работе – практически, как обычно. Очень редко удается изменить этому правилу. Обычно мы с утра готовим бар, отправляемся по домам. В шесть часов вечера садимся за стол, празднуем, я еду на работу. После ночи, в десять утра, возвращаюсь, мои просыпаются и мы начинаем праздновать дальше.

KYKY: Какая твоя самая главная мечта?

Антон: Очень мечтаю оставить что-то после себя. Если бы я был олигархом, «настроил» бы больниц и университетов, а так хотел бы оставить какую-то идею, движение, пример образа жизни. Что касается материальных мечтаний, то мне очень понравилась Барселона. Мечтаю открыть где-нибудь на берегу моря свой семейный ресторанчик, чтобы, когда мы с женой будем уже в возрасте, можно было там работать, греть на пляже кости и ждать, когда к нам приедут погостить внуки.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Без «Иронии судьбы» и «Плохого Санты». Безумный топ новогодних фильмов

Проекты • Евгений Синиченко

Каждый год мы по инерции смотрим одни и те же праздничные фильмы, но уже начинаем их ненавидеть. Чтобы решить эту проблему, KYKY вместе с ivi.ru составил для вас список очень нетипичных фильмов, которые зададут воистину горячее новогоднее настроение. Схема такая: на каждый старый и приевшийся фильм мы рекомендуем нестандартный аналог.