Zaha

Дизайн
О космической архитектуре Захи Хадид и валенках.

Фрагмент Zaragoza Bridge Pavilion, архитектор  Заха Хадид (фото Fernando Guerra) 

Если вас сегодня не поняли, возможно, это повод для радости. Успокаивайте себя и попутно убеждайте других, что все это рейв и авангард. Если ваш продукт на проверку не оказался полным merde, то завтра выясниться, что ожидание на грани синкопы, подымающееся с горячим воздухом из трепещущих легких, было предвестником вашего признания.

Не торопите события.

Утверждение, достойное «Правил жизни» в свежем выпуске Esquire. Ты сидишь дома в своем кресле и ждешь нужного момента. Я — холодный пот на лбу Джека. Я — острое ощущение отчужденности Джека. Звонок! Приятельница на другом конце точно бьет в твою голову, даже не целясь. Пока ты ждал нужного момента, выяснилось, что понятие о времени и спешке у другого авангардиста оказалось более узким. Ты знаешь, кто открыл Америку, но не знаешь имени того, кто оказался вторым. Сегодня здесь уже 460 миллионов первооткрывателей. Ты разбит и чувствуешь, как ноги пробивают перекрытия каждого из этажей, о которые ты ударяешься, проваливаясь под землю. В лучшем случае сейчас твоя позиция номер два – это первый среди проигравших.

В альтернативной концовке сюжета тебе гарантирована слава. Пульс – 63, дыхание – 15 каждый день. Ты с легкой усталостью и снисхождением улыбнешься поклонникам.

Туземцы приветствуют тебя.

Заха Хадид – starchitect из деконструктивизма и первая женщина, получившая Pritzker Architecture Prize – аналог Нобелевской премии в области архитектуры. Этого было бы вполне достаточно, чтобы закончить с ее представлением. Когда дочь багдадского промышленника решила стать архитектором, ей было одиннадцать.

 

Заха Хадид

После окончания математического факультета Американского Университета в Бейруте она учится мастерству игр с воображением в лондонской Architectural Association (AA) у живых легенд – основателей Office for Metropolitain Architecture (ОМА) Элиа Зенгелиса (Elia Zenghelis) и Рема Кулхаса (Rem Koolhaas). В 1977 году она вступает в качестве партнера в команду ОМА, а через три года основывает собственное агентство – Zaha Hadid Architects, в офисе которого мне сообщили, что график встреч с клиентами и преподавательской работы настолько загружен, что встретиться с ней можно будет только во второй половине января.

Проект пожарной станции для мебельной фабрики Vitra, принесший архитектору мировую известность, стал для Хадид вакуумной бомбой, сброшенной с бомбардировщика «Стелс», на который так похож этот проект, прямо в толпу критиков. Сегодня на счету Хадид десятки проектов с узнаваемыми линиями природных форм и ее невероятным в своей динамичности умением деформировать пространства.

Vitra fire station (фото Helene Binet)

Воздушный Bridge Pavillion для Zaragoza Expo 2008

 фото Fernando Guerra

сводящий с ума Центральный офис BMW в Мюнхене

фото Werner Hutchmacher

Приводящий к оргазму глаза музей искусства XXI века MAXXI в Риме

фото Iwan Baan

Построенное в 2003 году здание Центра современного искусства (CAC) Розенталя в Цинциннати, Огайо – местности, которая ассоциируется у американцев скорее с цензурой, нежели с современным искусством – стало настоящим триумфом  Хадид.

фото Roland Halbe

 фото Paul Warchol

Строительство плавательного комплекса для лондонской Олимпиады-2012 вызвало волну возмущения в Guardian из-за сметы, выросшей в три раза по сравнению с изначальным бюджетом, но от лишних 170 миллионов фунтов здание все равно не станет нравиться мне меньше.

Мир моды и мир архитектуры стремятся надрать друг другу задницы с той же остервенелостью, с какой это делали бы две модели Хельмута Ньютона, окажись они в соседних болидах на трассе Нюрбургринг. И когда они вместе приходят к финишу очередной гонки, над трассой наступает затишье, объявляется тысячелетний мир, и они жмут друг другу руки в каплях сургуча. Только для того, чтобы через секунду взорвался мир и возникло нечто поистине восхитительное!

Заха Хадид не только архитектор, но также художник и дизайнер: инсталляции, выставочные и сценические пространства, интерьеры – это тоже Заха Хадид. В мире моды она загадочный странник-пилигрим. Ее работа c Chanel нежно облизывает тебя и отпускает, чтобы к ней снова вернулись.

Передвижная выставка Mobile Art, Нью-Йорк (фото John Linden)

Интерьер Mobile Art (фото Marc Gerritsen)

Пока строительство Guggenheim Hermitage Museum Vilnius, разработанного по проекту Хадид, еще не начато, можно сделать ожидание приятнее с обувью Zaha Hadid for Melissa.

Бразильский обувной бренд Melissa за 30 лет существования сумел добиться билетов на место в ложе для мануфактур, которые приобретают однажды статус культовых, стать фетиш-маркой и, кажется, сегодня это они беседовали с Tod’s и Clarks.

В 84-м первую коллекцию для Melissa создал Жан-Поль Готье, по-прежнему создающий обувь для дизайнерской «черной линии» Melissa. С того момента компания привлекала к сотрудничеству Вивьен Вествуд, Fernando and Humberto Campana и недавно посетившего Минск Карима Рашида.

Первые пары обуви Melissa, разработанные Хадид, появились осенью 2008 года и заслужили отдельного внимания на London Fashion Week, а впоследствии продавались исключительно в лондонском Dover Street Market. В 2009 Melissa добралась до вечно ругающихся московских столиц.

В этом году Melissa вплотную приблизились к Минску – в Вильнюсе, в здании Центра современного искусства (ŠMC/CAC, Vokiečių g. 2) открылся V2 Concept Store. Это уникальный в своем роде магазин, где можно приобрести не только обувь Zaha Hadid for Melissa, но и туфли, балетки и сапожки из коллекции, разработанной Вивьен Вествуд.

У всей пахнущей бубльгумом обуви Melissa есть только один минус – ее нельзя съесть.

Польские синоптики уже успели объявить, что грядущая зима в Европе обещает стать самой холодной в этом тысячелетии. Очевидно, история исследований польского гидрометцентра куда глубже уходит корнями в историю, чем мы могли представить себе, и восходит к годам правления Болеслава I Храброго. Римский император Оттон III в начале тысячных как раз пообещал Болеславу коронацию, но внезапно вызвало начальство и корона досталась венгру.

Даже если предупреждения работников польского гидрометцентра на поверку окажутся лишь борьбой за историческую справедливость, safety first – предохраняйтесь! В валенках немецкой компании ZDAR, которые также представлены в V2 Concept Store, единственном в Восточной Европе официальном реселлере ZDAR, этой зимой вы точно не замерзнете. Сделанные из высококлассной овечьей шерсти, они пахнут овцой.

Если бы овца знала о body shop и душе, пахла бы она именно так.

Туземцы приветствуют тебя!

Следующим утром Минск увидел первый снег.

А я пока сплю.

 

Search for more info at:

zaha-hadid.com

v2conceptstore.com

melissaplasticdreams.com

zdarboot.com

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Карим Рашид: «Сделайте Минск новым Парижем».

Дизайн

Карим Рашид ответил на вопросы аудитории, присутствовавшей на мастер-классе в Минске.